Китайцы успели до повышения утильсбора ввезти в Россию рекордное количество автомобилей
За январь-сентябрь экспорт китайских легковых автомобилей в Россию вырос почти на 35% до $10,9 млрд, из которых машин на $1,8 млрд было ввезено в сентябре (на 9% больше, чем в августе) – это самый высокий месячный показатель за всю историю, подсчитал «Интерфакс» на основе таможенной статистики Китая. Поставки грузовиков в сентябре подскочили на 36,5% до $443 млн.
Импорт автомобилей из всех стран рос в преддверии резкого повышения утилизационного сбора на иномарки на 70-85% с 1 октября, объяснял исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов, но сейчас основная часть ввозимых машин – китайские. Весной, до появления новости о планируемом повышении сбора, из Китая в Россию ввозилось легковых автомобилей на $1,2-1,3 млрд в месяц, и грузовиков на $200-225 млн, следует из таможенных данных. По подсчетам «Автостата», импорт легковых автомобилей в Россию в сентябре установил 16-летний рекорд – за месяц было ввезено 147 000 автомобилей, включая иномарки с пробегом. Новых автомобилей при этом было ввезено 104 200– это 12-летний максимум.
Наплыв китайских машин уже сказывается на работе российских автопроизводителей. Продолжающаяся агрессия и экспансия китайского автопрома стала причиной «осторожного, небольшого роста, переходящего в стагнацию» в продажах автомобилей Lada, жаловался в сентябре Максим Соколов, президент «АвтоВАЗа», главного лоббиста повышения утильсбора. В результате, беспокоился Соколов: рыночная доля Lada снизится с примерно 30% до 25%. На территории России создан «достаточно массивный» запас китайских машин накопленного хватит как минимум до конца года, а может, и до конца первого квартала 2025-го, отмечал глава «АвтоВАЗа».
Фактически доля китайцев в продаже выше – за счет автомобилей международных брендов, например, японской Toyota, которые теперь массово везутся с китайских заводов, рассказывают эксперты.
Созданные запасы спасут российский авторынок от резкого повышения цен и от обвала продаж, считают опрошенные VPost автодилеры. «Понятно, что рост цен будет – ведь ввезти иномарку-малолитражку с двигателем до 2 литров в Россию теперь дороже минимум на 250 000 рублей, а кроссовер с двигателем от 2 до 3 литров – на 700 000 рублей, но дорожать машины будут на 5-7% в месяц, а не на 30% сразу», – говорит один из них. Это же прогнозируют и аналитики Центробанка, которые ждут плавного роста цен на иномарки по мере распродажи запасов, сформированных до повышения сбора.
К середине октября продажи новых легковых автомобилей начали довольно ощутимо снижаться – и из-за повышения цен, и из-за подорожания автокредитов, и из-за реализации отложенного спроса в августе-сентябре, подтверждают все собеседники VPost. По данным «Автостата», на третьей неделе октября продано около 32 000 новых автомобилей – это на 12% меньше, чем неделей ранее; тогда спад продаж составил 26%. Но все же абсолютные цифры пока высокие благодаря все еще достаточно устойчивому спросу на автомобили, и результаты октября будут на уровне сентября благодаря рекордным продажам первой недели и все еще достаточно высокому спросу на автомобили, прогнозируют участники рынка.