VPost-media
Редакция

Из-за проблем с платежами импортеры стали попадаться на старую схему мошенников

Перевести деньги в оплату товаров стало настолько сложно, а успешный перевод – такой удачей, что российские внешнеторговые компании все чаще попадаются на простую и давно им известную схему хищения денег, отправляемых «иностранным поставщикам». Схема с отправкой по электронной почте фальшивых реквизитов для платежа снова в ходу, рассказали сотрудники шести компаний, столкнувшихся с ней за последний год, из них четверо – этой осенью.

Суть мошенничества в следующем: импортер получает по электронной почте от своего многолетнего иностранного поставщика счет с реквизитами для оплаты в новом банке, связывается с поставщиком по почте для проверки, получает подтверждение, что со счетом «все в порядке», и платит, ведь название компании и ее бенефициара в новом банке такое же, как и в старом – правильное. А вскоре выясняет, что счет ему пришел от мошенников, перехвативших переписку компаний и подменивших документы. Адреса, с которых приходили письма российскому импортеру и его контрагенту, отличались от их реальных всего на одну букву, причем свои письма мошенники присылали не отдельно, а внутри ветки с предыдущей длинной перепиской по теме поставки, рассказывает владелец компании, отправивший недавно $100 000 по фальшивым реквизитам якобы своему китайскому поставщику.

«Наш поставщик, с которым мы работаем несколько лет, незадолго до этого предупреждал, что будет открывать новый счет, поэтому менеджеры, получив инвойс, как обычно, связались, как им казалось, с иностранными коллегами в компании по почте, получили от них подтверждение о смене реквизитов, и заплатили», – говорит бизнесмен. По его словам, деньги вернуть не удалось, в том числе и потому, что после хищения на почту российской компании и китайского поставщика несколько дней велась спам-атака – приходило по несколько тысяч писем, и общение было сильно затруднено.

Похожие истории рассказали менеджеры еще трех компаний, попавшиеся на удочку мошенников за последний год и не сумевшие вернуть деньги – у них речь шла о меньших суммах, в десятки тысяч долларов.

«Я с такой схемой последней раз сталкивался лет 10 назад, но и у опытных людей бывают ошибки – в сентябре отправил платеж вместо турецкого поставщика мошенникам», – рассказывает менеджер компании, импортирующей из Турции текстиль и бытовую химию. Он отмечает высокое качество подмены: письма приходили на корпоративную почту, точно соответствовали стилю общения контрагента – вплоть до обращения по необычно сокращенному имени, которое больше никто не использует, и пожелания успехов в учебе дочке – и были встроены в предыдущую переписку. От потерь его спасло лишь удачное стечение обстоятельств: в этот же день он общался с контрагентом по видеосвязи, обман вскрылся, и импортер успел связаться с банком и отменить платеж. Еще одного импортера, отправившего в октябре крупную сумму мошенникам вместо китайского поставщика, спас звонок от менеджера службы компалаенса российского банка – тот интересовался причиной смены реквизитов, и отправитель решил еще раз все перепроверить.

Все собеседники считают, что скорее всего в мошенничестве участвовали люди «изнутри». Одни подозревают поставщика или сотрудников китайского банка, потому что мошеннический счет был открыт на имя реальной компании, другие – своих сотрудников, но пока никому не удалось продвинуться в расследовании.

Казалось бы, методы борьбы с таким мошенничеством  давно отработаны: нужно настроить автоматическую переадресацию писем с адреса поставщика в отдельную папку, и к любому не попавшему в нее письму относиться с подозрением (скорее всего, с адресом отправителя что-то не так), по максимуму перевести общение с поставщиками в чаты, и подтверждать любые изменения реквизитов в беседах по видео- или аудиосвязи – по контактам из старого, проверенного списка, говорит руководитель компании-платежного агента. То, что достаточно много компаний вновь стали попадаться на старые уловки, он объясняет тяжелыми условиями, в которых сейчас работают специалисты по ВЭД. «Мошенники пользуются тем, что количество задач у менеджеров кратно возросло, ведь изменения, в том числе в порядок оплаты, реквизиты, вносятся чуть ли не ежедневно, и, соответственно, проверяются уже не с таким пристрастием, как хотя бы еще год назад, когда платить за границу было проще», – рассуждает собеседник VPost.

«Когда у тебя в компании 15 рабочих схем оплаты импортных поставок и еще пять — в разработке, то новые реквизиты поставщика – это уже рядовое событие, внимание распыляется», – признается сотрудник компании, пострадавшей от мошенников. Да и общение в чатах, даже в китайском WeChat – не панацея, добавляет он: «Там тоже разные нехорошие случаи бывают».

Жизнь импортера сейчас настолько полна сложностей, что иногда даже мошенничества не надо – можно потерять деньги просто из-за «замылившегося» глаза или усталости, говорит владелец компании-платежного агента: «Уже не раз были случаи, когда при оплате на криптокошельки просто путали номера и отправляли даже сотни тысяч долларов в подарок неизвестным».