Китайский автопром поможет России европейскими брендами
Сжавшийся втрое российский рынок новых легковых автомобилей начинает пополняться моделями глобальных брендов из Китая, это новая тенденция, и она будет усиливаться, считает гендиректор агентства «Автостат» Сергей Целиков. В автосалонах дилеров стоят Volkswagen Bora и Mazda CX 4 китайского производства, приводит он пример. Официальные дилеры Toyota на юге России — в Сочи, Краснодаре, Минеральных водах, начали принимать заказы на поставку «прямо с завода в Китае» обновленного кроссовера Toyota RAV4.
Они обещают отдать автомобиль покупателю уже в декабре–январе и предоставить на него двухлетнюю гарантию от Toyota. Цены не заоблачные — от 3,54 млн руб. за версию с передним приводом до 4,29 млн руб. за топовую версию, при том, что рекомендованная розничная цена производителя RAV4 в феврале–марте стартовала от 2,67 млн руб., но это была предыдущая версия.
Toyota — один из самых популярных брендов для параллельного импорта, наряду с Mazda, Hyundai и Kia, считают в «Автостате».
Большая часть импорта новых легковых автомобилей — 62,9%, или 7068 автомобилей в сентябре (это пока самые свежие данные) ввозилась в Россию из Китая. Это и официальный импорт компаний, и неофициальный ввоз юридическими и частными лицами. Кстати, доля ввоза новых иномарок частными лицами продолжает расти, в сентябре она достигла 32%, хотя еще в августе была 23%, а до начала военных действий на Украине, колебалась в районе 2-3%. Это значит, что «настоящий» параллельный импорт через юридических лиц пока в полной мере не заработал и даже дилеры при ввозе предпочитают оформить автомобиль на физическое лицо, это проще и дешевле, отмечает Целиков. По подсчетам «Автостата», в сентябре как параллельный импорт было оформлено всего около 500 автомобилей.
Подержанные автомобили — а в сентябре это около 27 000 штук — на 99% ввозятся физическими лицами.
Второе место после Китая по импорту новых автомобилей занимает Казахстан — в сентябре на него пришлось уже 6,6%. Через эту страну тоже едут автомобили глобальных брендов из Китая и других стран. Крупными импортерами автомобилей глобальных марок стали другие дружественные России страны — ОАЭ (на них пришлось почти 6% ввоза новых автомобилей), Белоруссия и Армения (более 3% новых авто на каждую страну). Кстати, Белоруссия и Армения на рынке подержанных автомобилей заметно потеснили Японию. Если летом на из нее ввозилось в Россию около 90% ввоза иномарок с пробегом, то в сентябре — только 68%. Доля Белоруссии, где профессия автоперегонщика переживает ренессанс — 8%, а Армении — 6,9%.
«Ах, эти прекрасные, всем известные армянские иномарки», — иронично комментирует это Целиков. В Белоруссии продолжают действовать льготы для многодетных и инвалидов на ввоз иномарок с 50% скидкой при уплате пошлин.
В целом же рост неофициального импорта новых автомобилей ограничен пропускной способностью инфраструктуры — кораблей, портов, таможенных пунктов, железной дороги, автостранспорта и т. д., признает Целиков. Пока на него приходится всего 6-7% рынка и вряд ли стоит ожидать, что это доля будет быстро увеличиваться, считает он. Так что по отдельным брендам речь идет максимум о сотнях ввозимых автомобилей в месяц, что несопоставимо с досанкционным масштабом импорта.