В Москве практически перестали досудебно оспариваться штрафы за неоплаченную парковку
В Москве практически перестали досудебно оспариваться штрафы за неоплаченную парковку, жалуются юристы и автовладельцы. За нарушения правил платной парковки штрафуют Московская административная дорожная инспекция и (МАДИ) и Администратор Московского парковочного пространства, и владелец автомобиля может обжаловать штраф в этих организациях, подав жалобу им, либо через портал mos.ru. Но это практически перестало работать.
«По нашей практике, количество отказов по жалобам увеличилось в этом году до 98%, тогда как в прошлом отказывали чуть больше, чем половине», — рассказывает юрист московской юридической компании, специализирующейся на автомобильной тематике. При этом, по его словам, в жалобах, рассматриваемых в суде с участием заявителя и его представителя, доля отказов осталась прежней – около 40%. Речь идет об обжаловании штрафов, в выставлении которых юристы видят нарушения, а не обо всех жалобах, подчеркивает юрист.
«Еще в начале года, если человека штрафовали ошибочно – например, фотофиксация показывала не ту парковочную зону, или платеж зачислялся не вовремя из-за доказанного сбоя в работе парковочного приложения, или неправильно определялось время начала и окончания парковки, или водитель не мог видеть знаки платной парковки, штрафы легко оспаривались дистанционно – достаточно было приложить подтверждающие документы, а теперь сплошные отказы», — подтверждает другой юрист. В его практике есть случаи отказа, когда к жалобе прилагался чек на оплату именно того времени, что было указано в протоколе. Потом в суде такие штрафы отменяются, но многие ли будут тратить на это время и деньги, спрашивает он, ведь консультация юриста по составлению жалобы может обойтись в пару тысяч рублей, а гонорар за суд – это уже 50 000 руб.
В соцсетях стало гораздо больше жалоб на странные штрафы и отказы в их обжаловании. Москвичка рассказывает, что с интервалом в несколько дней получила два штрафа за оплаченную парковку. В первом случае она завершила парковочную сессию, проехала 200 метров и начала новую, но получила штраф за то, что якобы не оплатила парковку за положенные пять минут, хотя в указанное время еще действовала ее первая парковочная сессия. Во второй раз ее машину первый раз сфотографировали, когда она заезжала во двор. А во второй – когда, не найдя места во дворе, выехала и припарковалась на платной парковке, оплатив ее. Инспекторы вели отсчет 5 минут на оплату от первого фото, хотя на нем видно, что машина движется – включен поворотники, повернуты колеса. Но обе ее жалобы отклонили.
Другой москвич рассказал, что не смог обжаловать штраф за неоплаченную парковку на площадке у леса – хотя на ней не было никаких знаков. В начале года он уже попадал в похожую ситуацию, но сумел оспорить штраф, доказав, что не мог видеть знаков платной парковки.
Вдобавок, кажется, штрафы сейчас специально выписывают так, чтобы их потом нельзя было оспорить, возмущается еще один автовладелец. В начале июля он оставил машину на парковке в Крылатском, которая в то время ремонтировалась – там менялись бордюры и не было ни одного знака. И только в конце августа получил постановление о штрафе, из которого узнал, что парковка там теперь платная. «Как я должен был это узнать при полном отсутствии знаков и разметки? Но доказать это не могу – когда получил штраф, ремонт был закончен и знаки стояли», – недоумевает он.
Понятно, что государству сейчас очень нужны деньги, но такие методы – это все-таки чересчур, говорит один из юристов. За неполный 2023 год в Москве было собрано штрафов за неоплаченную парковку больше, чем собственно оплаты за парковку — 10 и 9 млрд рублей соответственно.