Изношенность инфраструктуры зашкаливает, но восстанавливать ее скоро будет некому

Дарья
Годунова

управляющий партнер «Пионеры ГЧП»

За последний месяц в Москве прошел целый ряд экспертных форумов, посвященных различным проектам, в том числе с частными вложениями в инфраструктуру (твердые бытовые отходы, ЖКХ, социалка и т. п.). Ожидалось, что эксперты не будут скрывать действительное положение вещей, попытаются сообща найти возможные решения и предложить меры для спасения ситуации.

Но этого не произошло. С растерянной улыбкой выступавшие чаще всего говорили, что сложности есть, но не стоит создавать панику, что трудные времена скоро пройдут и в целом нет причин отвлекать правительство нашими армагеддонистическими прогнозами, лучше без огласки вносить предложения, а там как повезет. Сложно согласиться с таким подходом.

Санкции и ограничения в отношении российской экономики неизбежно уже сегодня ударят по инфраструктуре, и трудные времена сами не пройдут. Частные инвесторы сейчас не могут себе позволить вкладывать в крупные долгосрочные проекты, в том числе из-за условий финансирования и невозможности долгосрочного планирования. Потребность в быстрых кредитах на операционные расходы никуда не делась, но при ставке минимум в 24%, они никому не по карману.

При чем тут частные инвесторы, когда это обязанность государства? Дело в том, что государство, а вернее регионы, давно не могут поддерживать инфраструктуру своими силами. В каждом регионе установлен свой KPI на привлечение частных инвесторов в такие проекты. Государственно-частное партнерство — это инструмент, с помощью которого государство привлекает частного инвестора для строительства, восстановления и главное эксплуатации всего того, с чем само не справляется. И без чего любой житель страны (поддерживающий военную спецоперацию или нет, не важно) не может существовать: дороги, школы, больницы, водоканалы, очистные сооружения, заводы по переработке ТБО, котельные, порты или гостиницы. Все это и раньше-то было сложно держать в порядке, не то что в условиях кризиса и при таких масштабных планах.

Хотя недавний указ президента обещает обеспечить бесперебойное функционирование «объектов жизнеобеспечения, транспортной, логистической, социальной инфраструктуры, объектов образования, здравоохранения, социального обслуживания, энергетики, промышленности и связи», надо понимать, что каждый подобный проект столкнется с:

  • подорожанием строительных материалов и оборудования;
  • необходимостью менять технологические решения;
  • ростом процентных ставок;
  • невозможностью долгосрочного планирования;
  • резким ростом тарифа (что главное);
  • социальной напряженностью и как следствие отсутствием платежей за услуги населению.

Еще одна правовая проблема — рост цен ставит многолетние рекорды, и это основание для пересмотра условий действующих соглашений. Это существенные изменения, и до сих пор выход был один (исходя из закона и принципов конкуренции) — расторгать соглашение, проводить новый конкурс, откладывать стройку, возможно, менять частного инвестора и возмещать прежнему его вложения. Сейчас тоже остается только один, но другой выход — срочно через упрощенные процедуры позволить пересмотреть затраты, иначе многие стройки просто останутся замороженными и понесут убытки в первую очередь публичный партнер и население.

Что происходит?

В чем коллеги единодушны, так это в том, что без мер поддержки со стороны государства проекты могут просто остановиться. Но чтобы такие меры были одобрены, не стоит ли уже сейчас отбросить излишнюю политкорректность и громко заявить о реальном положении дел в отраслях? О том, что при сегодняшнем подходе мы не то, что раздельный сбор отходов не сможем потянуть из-за дороговизны процесса, мы и на элементарный вывоз отходов не сможем надеяться, так как все операторы просто разорятся.

Современные экологичные технологии и материалы в основном импортные — возьмите и разберите на винтики любую сортировочную линию, любые очистные сооружения. Дорожное строительство только на первый взгляд не зависит в общей массе от импорта, если же посмотреть на используемую технику (от погрузчиков и катков до IT) — картина становится куда менее оптимистичной. Предоставить отечественные аналоги в ближайшие даже 5 лет Россия, увы, не сможет. И нет ничего плохого, если одна страна является лидером по выпуску подшипников, а другая производит прекрасные краны. Это нормальная здоровая конкуренция, глобализация, которая двигает рынок, позволяет нам пользоваться итогами труда разных стран и развиваться. Импортозамещение оправдано, когда оно выгодно и производится конкурентная продукция, а не когда «наше за дорого потом, а сейчас ничего».

Но пока региональные власти исходят из парадигмы, что лишняя инициатива, а особенно ответственность — наказуема. Многолетние доклады о том, что импортозамещение у нас встало на твердые ножки, а благосостояние населения только растет сыграли с авторами этих докладов злую шутку. Теперь им придется признать, что реальность отличается от этих докладов. И в этой реальности резкое повышение тарифов — при том что инфраструктура ЖКХ как была, так и останется изношенной на 90% — без сомнения, вызовет недовольство населения.

Что делать?

Последние 8 лет усиливались недоверие к частному капиталу и контроль за ним, началась «национализация» через государственные компании. Сегодня политику, которой власти придерживались в докризисный период, необходимо спешно менять. Потому что на все теперь публичного партнера точно не хватит, как справедливо заметил президент в одном из последних обращений. Рынок ждет увеличения капитальных грантов, субсидий, налоговых льгот и снижения административных барьеров. Причем не для мнимых «частных» инвесторов с государственным контрольным пакетом и не для относящихся к «системообразующему» флангу, а именно для тех, кто работает на земле, кто сам готов строить и потом эксплуатировать, окупая инвестиции, в том числе за счет обоснованного тарифа.

Предложения с мерами поддержки тоже не помешают. Письма стоит отправлять не просто на имя профильного министра (потеряется, у них сейчас по 300 писем в день), а непосредственно «сводящему». В нашем случае — это Минэкономразвития, а именно — департамент бюджетного планирования, государственных программ и национальных проектов.

И если обобщить, действительно эффективными мерами поддержки, на мой взгляд, сейчас могут быть:

  • прямое субсидирование процентной ставки по банковским кредитам (пока необходимой базы для внедрения данного инструмента для целей инфраструктуры в полной мере нет);
  • выделение капитальных грантов (часть расходов концессионера, которые государство берет на себя) новым проектам по упрощенной, но конкурсной процедуре;
  • налоговые льготы, в том числе нулевая ставка НДС;
  • помощь регионам в выплате инвестору недополученных доходов.

И, скорее всего, судя по риторике федеральных властей, придется официально отказаться от запрета на повышение тарифа выше определенного уровня. Населению не привыкать, а губернаторам пора уже нести прямую ответственность за геополитические решения.

А кому сейчас легко? Сама, сама.

Дарья
Годунова

управляющий партнер «Пионеры ГЧП»