Услуга за услугу

Юрий
Симачев

директор по экономической политике НИУ ВШЭ

Анна
Федюнина

заместитель директора Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ

Конкурентоспособность промышленного предприятия определяется сегодня не только тем, насколько качественную продукцию оно производит и по какой цене продает, но и тем, какие услуги оказывает. Например, металлургический завод может оказывать своим покупателям услуги по доставке и хранению купленного металла. Автомобильный — по ремонту машин, предлагать тест-драйвы, организовывать выставки и т. д. Производитель может оказывать услуги по монтажу, предлагать товар в лизинг, в аренду, оказывать финансовые услуги. Автопроизводители создают музеи, модные дома — школы, мебельные магазины — студии планирования. Современный потребитель хочет покупать не просто товар, а ощущение, комфорт и даже образ жизни.

Все больше услуг промышленные предприятия покупают и сами на всех этапах производства — это НИОКР и дизайн, строительство и консалтинг и т. д.

Рост доли услуг в добавленной стоимости производства экономисты называют сервисизацией. Ее значение росло с 1970-х, а сегодня — это маркер конкурентоспособности продукции и развития экономики в целом. У компаний с высокой сервисизацией выше производительность, чем у предприятий, которые занимаются только производством. Более интенсивная сервисизация производства характерна для более развитых стран, с более сложной экономикой, более высокими расходами на образование.

На первый взгляд, российская промышленность насыщена сервисами — по нашим оценкам, 88% российских компаний в обрабатывающей промышленности дополнительно оказывают услуги. Но в основном это услуги, связанные с оптовой и розничной торговлей. Например, пищевая индустрия оказывает мало услуг в сфере ресторанного бизнеса. Автопром — почти не оказывает финансовые услуги, слабо вовлечен в аренду и лизинг, если сравнивать с крупнейшими мировыми концернами.

А что покажет география: на каких рынках российские промышленные компании приобретают услуги? В основном на отечественном же — его доля 80% даже у экспортоориентированных производств. Это примерно столько же, сколько в США, чуть больше, чем в Китае и существенно больше, чем в ведущих европейских экономиках — Германии, Франции, Великобритании (немногим более 60%). В большей степени от иностранных услуг зависят российские производства транспортного оборудования, а также компьютеров, электронного и оптического оборудования: доля иностранных услуг в этих производствах составляет около 35-36%.

Добавка из-за границы

В России сохраняется высокая зависимость от иностранной добавленной стоимости и во внутреннем конечном потреблении, и в экспорте. Так, доля иностранной добавленной стоимости в конечном потреблении в продукции текстильной, фармацевтической промышленности, в производстве электрооборудования, компьютеров, электронного и электрического оборудования, автотранспортных средств превышает 50%. В металлопродукции, бумажной и химической продукции – варьируется от 30 до 50%.

Около половины добавленной стоимости в импорте приходится на страны Евросоюза и Северную Америку, вторая половина в большинстве отраслей во многом основана на импорте из Китая.

Но в условиях санкций нужно обсуждать не столько зависимость российской промышленности от импортируемых услуг в целом, сколько от тех услуг, которые обладают высокой наукоемкостью, требуют высокого уровня человеческого капитала и не поддаются быстрому импортозамещению без потери качества. Прежде всего, следует обсуждать импортозависимость услуг, связанных с научной и технической деятельностью. По нашим оценкам, доля иностранных среди научных и технических услуг, используемых в российской промышленности, гораздо выше, чем доля иностранных услуг в целом (55,5% против 20%). Наиболее высока она в производстве машин и оборудования, в текстильном производстве и производстве одежды — свыше 80%, в производстве компьютеров, электронного и электрического оборудования — около 70%, превышает 50% в деревообрабатывающем производстве, в фармацевтике и автопроме, химической промышленности и производстве резиновых изделий.

Обращает на себя внимание не только высокая импортозависимость от научных и технических услуг, но и высокая степень географической концентрации поставщиков услуг — на долю стран ЕС и Великобритании приходится свыше половины всех импортируемых услуг, еще порядка 15% — на долю США, и только треть приходится на прочие страны. Доля услуг из Китая, на отношения с которым российские власти делают особую ставку, невелика. Китайская экономика за последние два десятилетия сделала значимый шаг в сервисизации промышленности именно за счет развития отечественных услуг. Однако они ориентированы на внутренний рынок страны как по соображения национальной технологической безопасности, так и в силу культурных и языковых барьеров между Китаем и прочими странами.

Возможности импортозамещения научных и технических услуг существенно ограничены, по отдельным направлениям зависимость преодолеть весьма сложно. В связи с существенными геополитическими осложнениями возникает вопрос, какие же у российской промышленности остаются возможности для повышения конкурентосопособности на мировых рынках, а значит и для повышения качества своей продукции? И что может сделать государство? Как минимум — не стремиться к сплошному импортозамещению в услугах — вряд ли оно даст в ближайшей перспективе ощутимые позитивные результаты. Напротив, нужна точечная активная либерализация импорта услуг. А в интересах национальной безопасности нужно стремиться не к тотальному импортозамещению, а к расширению географической диверсификации поставщиков.

Юрий
Симачев

директор по экономической политике НИУ ВШЭ

Анна
Федюнина

заместитель директора Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ