Елена
Виноградова

На рынке новых автомобилей после кратковременного взлета началось резкое падение

Продажи новых легковых автомобилей в России в нынешнем году могут упасть на 50% по отношению к 2021 году. Такую оценку дали в своих выступлениях на Конвенции ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) два главных эксперта по общей динамике рынка — председатель комитета автопроизводителей АЕБ Алексей Калицев и директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Целиков. Это базовый сценарий, в соответствии с ним в 2022 году в стране будет продано 750 000 легковых автомобилей, отметил Целиков. При оптимистичном сценарии продажи по итогам года упадут на 35% до 980 000 штук, а при пессимистичном — на 70%. Выбор сценария определиться дальнейшим развитием военной спецоперации на Украине и ее последствиями, отмечает он.

После 24 февраля рубль начал падать, а иностранные автоконцерны один за другим — замораживать бизнес в России. Так уже поступили более 20 компаний. После первых новостей о спецоперации россияне, задумавшиеся о смене автомобиля, бросились в автосалоны, торопясь купить машину до сильного повышения цен и тотального дефицита. По данным «Автостата», подтверждаемых рассказами дилеров, рынок новых автомобилей после кратковременного взлета ушел в крутое пике.

На неделе с 21 по 27 февраля был установлен годовой рекорд по выдаче автокредитов (их число выросло почти в два раза, до 18 000), а на следующей неделе, с 28 февраля по 3 марта, — по продаже новых автомобилей — было продано около 38  000 штук против примерно 25  000 штук неделей ранее, подсчитал «Автостат». После этого началось резкое падение. Минимальное число автокредитов, около 1000, было выдано на неделе с 4 по 10 марта — и это на 93% меньше, чем на пике, а минимальное число автомобилей — всего 5  500 штук — продано с 11 по 17 марта (на 85% меньше, чем на пике). Российские дилеры грустно шутят, что пора изучать опыт коллег из Ирана, где в прошлом году продано 850  000 автомобилей, в основном местной сборки и китайских марок. «И этот результат будет успехом для нашего рынка», — заключает руководитель одного из московских дилерских центров.