VPost-media
Редакция

Особенно быстро дорожают подержанные машины

Ослабление рубля, повышение утилизационного сбора и проблемы с поставками привели к ускоренному росту цен на автомобили. 

По итогам августа средневзвешенная цена нового автомобиля (она учитывает структуру продаж по маркам и моделям) достигла 3,13 млн рублей – против 2,87 млн руб. летом (+9%), подсчитало аналитическое агентство «Автостат». А за пять лет новые автомобили в России подорожали не менее чем в два раза, констатирует гендиректор агентства Сергей Целиков: в начале 2019 г. средневзвешенная цена составляла 1,52 млн руб.

Автомобили с пробегом подорожали еще сильнее – к сентябрю их средневзвешенная цена достигла 1,082 млн рублей против 490 000 руб. в начале 2019 года (рост в 2,2 раза).

В итоге за восемь месяцев года россияне потратили на покупку новых автомобилей 1,742 трлн руб., а по расходам на автомобили с пробегом за это время установлен исторический рекорд – 3,793 трлн рублей.

В сентябре цены еще подросли, но «Автостат» пока не подсчитал, на сколько, говорит Целиков, добавляя, что рост будет продолжаться. «Цены еще не до конца отыграли повышение утилизационного сбора и падение рубля. Сейчас рубль опять ослаб, а автомобиль – это валютная ценность. Даже в тех машинах, что собираются в России, валютная составляющая очень велика, так что дешеветь автомобилям некуда даже с учетом растущей конкуренции. Да, новые автомобили у нас в основном китайские, но юань достаточно крепок, летом курс был 8 рублей за юань, а сейчас – 13,5 рубля. Так что не вижу потенциала снижения цен, сколько бы автомобилей ни завозили и производили», – объясняет он.

Цены растут из-за утильсбора, девальвации, усложнения логистики и снижения конкуренции. Например, российский клон китайского седана Sehol A5 Plus от Jac, который собирается в Москве и продается под брендом «Москвич 6», оказался вдвое дороже оригинала.

Разнообразие импорта падает. Во-первых, оказывают эффект протекционистские меры российских властей, повысивших с августа ставки утилизационного сбора для юрлиц на легковые машины в 1,7–3,7 раза и разрешивших физлицам ввозить по льготным ставкам не более 1 автомобиля в год. С октября также усложнились правила параллельного импорта – заключения для ввоза небольших партий автомобилей теперь не выдают на те марки и модели, производители которых продолжают работать в России. Во-вторых, работают санкции, рассказывает Целиков. Япония перестала отгружать автомобили с двигателями более 1,9 литра (на них приходилось 20% ввозимых машин), все электромобили и гибриды (а это еще около 30% импорта). Грузия закрыла транзит иномарок в Россию из Армении, в Казахстане ужесточили правила реэкспорта и транзита автомобилей.

В результате в сентябре импорт подержанных иномарок упал до 17 000 автомобилей против 32 000 в августе и 51 000 в июле. А продажи автомобилей с пробегом снизились за сентябрь на 10,2% до 495 000 автомобилей по сравнению с июнем, показывает статистика «Автостата». Сентябрьский результат все еще на 7,7% больше прошлого года, но в августе динамика превышала 20%.

Что везут

Импорт новых автомобилей в сентябре упал у всех марок, кроме китайских. Благодаря им поставки восстановились после спада в августе (до 71 000) в августе и превысили 80 000 штук. Но доля альтернативного импорта – то есть не китайских марок – снизилась до 11% против 13-14% в предыдущие месяцы.

Именно благодаря китайцам на рынке большой выбор новых марок и модификаций – в итоге за этот год на российском рынке будет представлено около 80 моделей китайских марок автомобилей, оценивает «Автостат». В топ-25 самых продаваемых марок по итогам сентября впервые попал электромобиль, и тоже китайский, Zeekr, продажи которого растут на сотни процентов – он с лета удерживает статус самого продаваемой марки электромобилей в России. 

Российские бренды, представленные в основном Lada, отвоевали, по данным «Автостата», долю рынка: по итогам сентября на них пришлось 34% продаж новых автомобилей против 29% в августе. Lada, продавшая в сентябре почти 35 000 автомобилей, на 22% больше, чем в августе, «отъела» примерно по 1% рынка у корейцев (Kia и Hyundai) и японцев (Toyota), все еще цепляющихся за топ-10 самых продаваемых марок, и около 3% забрала у китайцев, оценивает Целиков.

Всего же за 9 месяцев в России продано 717 000 новых легковых автомобилей – это уже больше, чем за весь 2022 год (626 000 штук), подсчитал «Автостат». Это подтверждает прогноз, по которому по итогам года продажи превысят 1 млн машин. За сентябрь продано 110 358 новых легковушек.