Борис
Сафронов

А профицит в марте — 181 млрд руб.

По предварительной оценке Минфина, федеральный бюджет в январе–марте исполнен с дефицитом 2,4 трлн руб. Доходы составили 5,677 трлн руб., расходы — 8,077 трлн.

Это значит, что (если предварительная оценка верна) в марте бюджет был сведен с профицитом: по итогам первых двух месяцев дефицит был почти 2,6 трлн руб. при годовом плане 2,9 трлн. Исполнение бюджета постепенно нормализуется, считает Минфин.

Цифры предварительные и еще могут быть уточнены — но не за счет перечисленных, но еще не учтенных доходов. Минфин напоминает, что с этого года введен единый налоговый платеж, который надо совершить не позднее 28 числа, поэтому «его зачисление и распределение по бюджетам происходило в последние дни марта и первые дни апреля». Но чтобы можно было сравнивать данные с прошлогодними, Минфин посчитал все, «как если бы все налоговые платежи были зачислены и распределены по бюджетам в месяц их уплаты налогоплательщиками». Что же получилось?

Доходы бюджета за квартал оказались на 21% меньше, чем годом ранее. Причина — обвал нефтегазовых доходов, признает Минфин, подчеркивая, что «в целом по бюджетной системе наблюдается положительная динамика поступления доходов в годовом сопоставлении».

Ненефтегазовые доходы составили 4,04 трлн руб. — всего на 4% меньше, чем годом ранее. Дело в разовом возмещения в январе переплат налога на прибыль и НДС, объясняет Минфин. Затем поступление крупнейших ненефтегазовых налогов (оборотные налоги, налог на прибыль) нормализовалось и соответствует плану.

А вот нефтегазовые доходы упали по сравнению с прошлогодними на 45% до 1,64 трлн руб. из-за падения цен на нефть и экспорта газа. С ними ситуация тоже нормализуется, надеется Минфин. Помогут недавние налоговые новации, в частности ограничение дисконта российской нефти Urals к эталонной Brent.

Александр Исаков из Bloomberg Economics допускает, что ослабление курса рубля, ограничение дисконта Urals и сохраняющиеся высокие уровни добычи нефти приведут к тому, что уже в мае нефтегазовые налоги превысят базовый уровень. Им Минфин считает 8 трлн руб. (они распределяются неравномерно в течение года), в бюджет заложено 8,9 трлн руб. нефтегазовых доходов. Превышение над базовым уровнем может быть незначительным — порядка 15 млрд. руб., по оценке Исакова.

Куда важнее ситуация с расходами. Минфин в своем комментарии повторил, что намерен уложиться в параметры бюджета (29 трлн руб., если только не получит дополнительных ненефтегазовых доходов), но не все здесь зависит от его воли: оборонные расходы трудно предсказуемы и могут определяться неэкономическими факторами. Минфин подчеркивает, что 1,5 трлн руб., авансом перечисленные в декабре Пенсионному фонду и фонду соцстраха, обеспечат ему «повышенную гибкость» и позволят при необходимости направления ресурсы на непредвиденные расходы.

Пока же квартальные расходы оказались на треть больше прошлогодних (34%), но «после ускоренного финансирования в январе–феврале отдельных контрактуемых расходов» в марте были лишь 4,2% выше, чем в марте 2022 г., отмечает Минфин. Если в январе–феврале часть расходов была авансирована, то в следующие месяцы траты должны стать строго ниже сезонной нормы, подчеркивают аналитики «Твердых цифр», а «в текущей траектории расходов по-прежнему вменено заметное отклонение вверх против плана».

С доходами тоже есть нюансы. В марте в бюджет поступили 220,6 млрд руб. НДД — налога на дополнительный доход, его раз в квартал платят нефтегазовые компании. В апреле они снова заплатят НДД, а дальше последует пауза. Если распределить его равномерно по месяцам, то от мартовского профицита останется менее 35 млрд руб.

За последние 4 квартала дефицит бюджета составил 7 трлн руб., подсчитали аналитики MMI: Это примерно 4,6% ВВП — беспрецедентно высокий фискальный импульс для экономики России, компенсировавший значительную часть провала внешнего и внутреннего спроса». Но пик бюджетного стимулирования, по их мнению, пройден: он будет затухать, что приведет и к замедлению/остановке восстановительного роста ВВП.