Маргарита
Лютова

Почему мировые державы одна за другой отправляют посланников в Индию

С начала «специальной военной операции» (так ее требует называть Роскомнадзор) один из важнейших вопросов для российской экономики — поможет ли ей Китай, а для мировой — смогут ли Россия и Китай объединить усилия в противостоянии с Западом. Но в тени Китая остается еще одна крупнейшая евразийская держава — Индия, которая пока не стала в открытую ни поддерживать Россию, ни осуждать ее действия, но зато активно покупает российскую нефть с дисконтом. США предлагают Индии заместить российский импорт вооружений, а Китай просит о нормализации отношений после вооруженного конфликта на индо-китайской границе в 2020 году. Какую сторону выберет Индия и способна ли стать новым полюсом силы в мире?

Новые (невостребованные) возможности

С конца марта в Индию один за другим приезжают высокопоставленные посланники со всех концов света: Японии, Китая, США и даже Мексики, на переговоры приехали представители нескольких европейских государств и всего Евросоюза, Омана, с официальным визитом прибыл и министр иностранных дел России Сергей Лавров. Такое паломничество — еще одно свидетельство того, что сейчас резко возросло стратегическое значение Индии, а с ним — и ее возможности в глобальной политике и экономике, оптимистичен Шаши Тарур, в прошлом министр Индии по внешним делам и заместитель Генерального секретаря ООН, а сейчас — депутат нижней палаты индийского парламента и колумнист Project Syndicate.

Власти страны уже начали задействовать эти возможности, но речь пока лишь о малой их части. В благодарность за то, что Индия не стала выступать против России в ООН и в расчете на то, что такая позиция сохранится, Кремль готов поставлять в страну нефть, газ и удобрения со скидкой, считает Тарур. В то же время Индия не может считаться союзницей России: официальные лица не высказывали слов поддержки — напротив, риторика лишь ужесточается, особенно после сообщений о событиях в Буче.

Наиболее выгодной позицией для Индии было бы посредничество в мирном урегулировании, считает Тарур, но пока никаких попыток потеснить в этой роли Турцию не предпринималось. Если бы Индии удалось занять столь заметное дипломатическое положение, возможно она наконец смогла бы приблизиться к заветной цели иметь постоянное кресло в Совете безопасности ООН. Тарур цитирует Джавахарлала Неру: «Индия не может играть второстепенную роль на мировой арене, либо она будет очень значимым игроком, либо с ней вовсе не будут считаться». События в Украине — очередная развилка, на которой Индии нужно выбрать одну из этих двух ролей, считает Тарур.

Прощание с иллюзией величия

Индии пора прекратить преувеличивать собственную значимость, основываясь лишь на размере своих территории и населения и примириться со статусом страны-середнячка: другие колумнисты Project Syndicate, приглашенный научный сотрудник Университета Брауна Арвинд Субраманьян и директор JH Consulting Джош Фелман настроены куда менее оптимистично. По их мнению, реакция Индии на события в Украине — проявление ее стратегической слабости, а не независимости. Страна не смогла конвертировать внушительные размеры своей экономики в автономную военную мощь. Отчасти — из-за непростого географического положения с воинственным Пакистаном и агрессивным Китаем в качестве ближайших соседей. Но в первую очередь из-за неэффективной военной доктрины: оборонные расходы были скромными, причем основная часть финансирования шла на поддержание численности личного состава, а не на развитие военных технологий.

Наращиванию военных расходов мешала слабость экономики, считают авторы. В Индии совсем небольшой (в сравнении с ВВП) внутренний рынок и тем не менее власти делают все большую ставку на внутренний спрос и выстраивают все новые экономические барьеры — поднимают импортные пошлины, субсидируют близкие к государству компании и едва ли активны в региональной экономической интеграции. Что еще более парадоксально, прежде Индия только выигрывала за счет большей открытости экономики. С того момента, как страна осуществила реформы и либерализовала торговлю в 1990-е, экономика росла в среднем на 6,5% в год — в первую очередь за счет ежегодного роста экспорта на 13%.
И тем не менее правительство фактически отказывается от политики экономической открытости. Возможно, как раз потому, что находится в плену иллюзии размера. Власти заявляют, что в основе будущего процветания — 3D: демократия, демография и спрос (demand), но все три эти составляющие выглядят все менее надежными. Индии необходима ориентация на глобальные рынки, тем более что привлекательность Китая в качестве всемирного производственного цеха сокращается из-за напряженности в отношениях с США. Но для начала Индии стоит признать, что она пока не великая держава, а середнячок, которому необходим ускоренный экономический рост и развитие, заключают Субраманьян и Фелман.

Американский клин между Россией и Индией

На первый взгляд может показаться, что Индия в нынешнем кризисе скорее осторожно поддерживает Россию, а США публично обсуждают ее курс. Например, президент Джо Байден после телефонного разговора с индийским премьером Нарендрой Моди в начале марта назвал позицию Индии «несколько шаткой». Но все самое интересное происходит за кулисами, пишет международный обозреватель The Washington Post Джош Рогин, ссылаясь на свои источники в американской администрации. По их словам, сейчас США пытаются убедить Индию, что долгосрочно партнерство с Россией несет больше проблем, чем выгод, а сейчас самое время определиться, с кем она намерена сотрудничать. Недавно в Нью-Дели приезжал советник президента США по национальной безопасности Далип Сингх, который провел переговоры с индийскими чиновниками, консультируя их, как индийскому бизнесу не попасть под антироссийские санкции, а также как смягчить риски для экономики Индии из-за роста цен на энергоресурсы и продовольствие.

Но главные усилия администрации США по переманиванию Индии на свою сторону и подальше от России и Китая лежат в оборонной сфере, продолжает Рогин. Нью-Дели посетила и заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд, пообещавшая Индии помощь с поставками вооружений, чтобы сократить зависимость от российского оборонного экспорта. В последние годы Индия и сама ее сокращала — с 69% всех импортных вооружений в 2010–2015 гг. до 46% в 2015–2020 гг. А если России придется восстанавливать или наращивать собственный военный потенциал, то Индия может оказаться далеко не первой в очереди на поставки российских вооружений. Индия вряд ли быстро сменит свой геополитический курс, и уж точно продолжит настаивать на стратегической автономии в своих действиях, заключает Рогин, но «самой большой демократии мира все же должны быть ближе ценности других демократических государств, а не агрессивных автократий».