Михаил
Оверченко

Экономика России все больше напоминает иранскую. Нефть теперь тоже приходится вывозить тайком

В первые недели после начала «спецоперации» на Украине многие торговцы нефтью стали отказываться от закупок российского сырья и нефтепродуктов. Хотя западные санкции не запрещают операций с ними, многие участники рынка ввели «самосанкции».

Нефть уходит в тень

«После скандала с Shell никто не хочет плохого освещения в прессе», — сказал специализированному изданию Energy Intelligence трейдер, имея в виду покупку компанией с большим дисконтом груза российской нефти через неделю после начала «спецоперации». После этого Shell пришлось заявить, что она прекратит закупки на спотовом рынке и постепенно — по контрактам.

TotalEnergies в первой половине марта зафрахтовала шесть судов, чтобы забрать нефть из России, — в основном, для доставки в хранилища в Роттердаме, а один груз отправился на ее НПЗ в Гавр. Но 22 марта компания сообщила, что «решила больше не заключать новые контракты и не продлять действующие на покупку российских нефти и нефтепродуктов с целью прекратить все закупки» как можно скорее.

В операциях с Россией «нет ничего незаконного, но в мире оценивается любая публичная сделка», добавил трейдер.

Поэтому все больше сделок по отправке нефти и нефтепродуктов из балтийских и черноморских портов (а это около 2 млн баррелей в сутки) уходит «в темноту», отмечает Energy Intelligence. Хотя дисконт марки Urals по отношению к Dated Brent на рынке физических поставок достигал 15 марта рекордных $33,36 за баррель и в дальнейшем превышал $30, по оценке S&P Global Platts, на организуемых через нее тендерах покупатели, в основном, не появляются.

Все сделки с российской нефтью теперь «частные и конфиденциальные» — этот термин трейдеры используют для непубличных операций деликатного свойства, отмечает Energy Intelligence. Данные аналитической компании Kpler, которая, в частности, отслеживает передвижение судов, показывают, что в марте активизировались нефтетрейдеры Trafigura, Gunvor и Vitol, в то время как другие компании все больше сторонились России. При этом многие грузы направляются в хранилища, в том числе в Роттердаме. Купленную с таким дисконтом нефть можно хранить не один месяц — ее все равно получится перепродать с выгодой, но тогда она уже не будет «российской».

«Думаю, мы вскоре увидим перекачку нефти с одного судна на другое, где-нибудь у берегов Малайзии, поскольку дисконт так велик, что это будет оправданным, — сказал Energy Intelligence другой трейдер. — Думаю, вскоре суда также начнут отключать транспондеры». Сигнал с транспондера указывает на местоположение судна и зачастую сообщает дополнительную информацию, такую как порт назначения и тип груза.

Именно так скрываются поставки нефти из Ирана (там, правда, санкции США как раз запрещают ее экспорт), особенно активно в последние годы используется перекачка нефти с судна на судно. В прошлом году иранская нефть продавалась с дисконтом $3-5 за баррель по отношению к Brent, сообщали СМИ со ссылкой на трейдеров.

Налетай, подешевело

После некоторой паузы активно покупать дешевую российскую нефть в первой половине марта стали индийские компании, в середине месяца к ним присоединились китайские.

Китайские госкомпании начали договариваться о сделках с погрузкой в мае и доставкой в июне, поскольку цена очень привлекательна, рассказали S&P Global Commodity Insights источники в их нефтеперерабатывающих подразделениях. По словам одного из них, поставка на условиях «стоимость и фрахт» (продавец оплачивает расходы и фрахт, необходимые для доставки груза в порт назначения) проводится с дисконтом в $17 за баррель.

Другие переработчики из Sinopec и PetroChina говорят, что компании также сами ищут танкеры, которые могли бы вывезти российскую нефть. «Одна из проблем — договориться с кораблем о том, чтобы забрать российские баррели, поскольку немногие судовладельцы готовы идти на риск», — сказал источник в PetroChina.

Независимые китайские НПЗ, как сообщается, тоже начали договариваться о покупке Urals; по словам трейдеров, делается это без огласки, чтобы не привлекать общественного внимания, пишет S&P Global Commodity Insights. Об этом же сообщает Bloomberg, добавляя, что независимые китайские компании, на долю которых приходится около четверти перерабатывающих мощностей в стране, пытаются договариваться напрямую с российскими поставщиками. Они также приобретают нефть марки ESPO, которая отгружается в дальневосточном порту «Козьмино».

Индийские госкомпании действуют более открыто. Indian Oil и Hindustan Petroleum, по словам трейдеров, купили нефть марки Sokol с отгрузкой в мае у индийской же ONGC Videsh, которой принадлежит 20% в проекте «Сахалин-1».

Согласно собранным Bloomberg данным, с конца февраля Индия закупила не менее 13 млн баррелей Urals, которая поставляется из балтийских и черноморских портов. На последнем тендере Indian Oil приобрела еще 3 млн баррелей.

Неделю назад министр нефтяной промышленности Индии Хардип Ингх Пури рассказал в парламенте, что местные компании законтрактовали в России нефти примерно на три дня потребления, она будет поставляться в ближайшие 3-4 месяца. Это около 15 млн баррелей (дневное потребление в Индии — 5 млн).

Согласно правительственным данным, в 2021 г. российская нефть составила 2% от нефтяного импорта Индии, или около 33 млн баррелей.