Перевозки товаров по Транскаспийскому маршруту в обход России выросли почти вдвое, а через Россию – сократились
Еще один неприятный побочный эффект от «поворота на Восток»: Россия теряет рынок, для которого, которого, казалось бы, создана. Транзитные перевозки из Китая в ЕС по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ), который проходит по территории соседних стран, в I полугодии выросли на 77% до 1,3 млн т.
Этот маршрут огибает Россию: он идет из Китая через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан и Грузию, а далее морем через Турцию Европу. Месяц назад операторы железных дорог Казахстана, Грузии и Азербайджана подписали соглашение о создании совместного предприятия, чтобы ускорить развитие маршрута, который стал для китайских компаний альтернативой транзиту через Россию. Единая логистическая компания позволит сократить сроки поставки китайских товаров на европейский рынок на 10–15 дней, говорил премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов.
Перевозки из Китая в Европу через Россию, наоборот, упали: в прошлом году – на 30%, оценивал гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Дело как в геополитике, так и в «повороте на Восток».
До «спецоперации» и санкций главным торговым партнером России была Европа, и основной поток товаров в Россию шел через западные, прежде всего Балтийские, порты. После введения санкций их грузооборот рухнул, а логистические цепочки стали переориентироваться на Дальний Восток. Инфраструктура не была к этому готова: с резко возросшей нагрузкой не справлялись ни порты (пробки возникали во Владивостоке и даже Астрахани), ни железная дорога.
«Мы изучаем возможность превратить Казахстан в транспортный и логистический хаб, и не только в вопросе поставок в Россию или Беларусь, – говорил Жумангарин. – Есть и более привлекательные рынки. Огромные объемы товаров нужно перевозить из Юго-Восточной Азии в Европу». «Китай продолжит поставки через Россию по железной дороге в ту же Беларусь, но понятно, что Европа через Россию возить товары в Китай практически не будет в обозримой перспективе», — говорил Бурмистров.
Страны Центральной Азии, несмотря на географическую и историческую близость к России, пытаются извлечь дивиденды из противостояния России и Запада и задействовать все возможности. «Китайское направление – наш приоритет [в торговле]», – говорил вице-премьер, министр торговли Казахстана Серик Жумангарин: несмотря на параллельный импорт и обход санкций, торговый оборот Казахстана с Россией в прошлом году вырос на 6% до $26 млрд, а с Китаем – на треть до $24 млрд. Цель – $40 млрд к 2030 г. Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан намерены конкурировать с Россией за китайских туристов и разрешили им безвизовый въезд.
Грузопоток через Россию сократился и в обратном направлении: из ЕС в Китай. Бурмистров и президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин называли это плюсом для российских экспортером, которые сейчас не могут вывезти все, что могли бы продать: инфраструктура разгружается, освобождая им место.
Сейчас это и правда плюс, но в долгосрочной перспективе может обернуться проблемой наподобие той, о которой писали эксперты ЦМАКП применительно к потребительскому рынку. Они отмечали риск того, что к моменту «перезапуска» по крайней мере части российских производств их рынках уже завоюют производители из «дружественных» стран — Китая, Индии, Белоруссии, Ирана. Если перевозчики из Китая и Европы переключатся на новый маршрут, вернуть их будет непросто.