Борис
Сафронов

Индикатор бизнес-климата растет, но перспективы экономики от этого не улучшаются

Индикатор бизнес-климата (ИБК), рассчитываемый Центробанком, в марте вырос пятый месяц подряд — до 6,9 пункта (5,5 пункта в феврале). Он превысил среднее значение 2021 г. и приблизился к уровню II квартала того докризисного года. Второй месяц подряд растут как оценки текущего положения, так и ожидания, причем обе составляющие вышли в плюс (в феврале текущие оценки еще были отрицательными).

Одна из причин улучшившегося настроения бизнеса — полученный экономикой в конце прошлого–начале этого года грандиозный бюджетный импульс. За первые два месяца дефицит бюджета составил 2,6 трлн руб. из запланированных на год 2,9 трлн руб. Однако надолго этого стимула не хватит, а Минфин ясно дал понять, что будет стараться удержать расходы в заявленных пределах.

Да и поводов для радости мало. Аналитики ЦБ недавно писали (их мнение может не отражать позицию регулятора), что оживление экономики не принесет эффекта: «При этом качество роста (понимаемое как увеличение долгосрочного потенциала экономики, набор качественных характеристик производимых и доступных на рынке товаров и услуг) на данном этапе структурной трансформации, вероятно, изменится незначительно». Сейчас решается задача поддержать на плаву имеющиеся производства и развернуть те, что заменят потерянные из-за санкций сырье и комплектующие.

Получается не всегда. Свежий пример: «Гознак» сообщил о проблемах с частью инвестпроектов. Европейские поставщики оборудования отказались проводить монтажные и пусконаладочные работы по моим контрактам. Сейчас «невозможно получить у альтернативных изготовителей из дружественных стран оборудование с характеристиками, полностью соответствующими требованиям общества», признает «Гознак».

Судя по свежему комментарию ЦБ, лучше всего настроения у тех, кто пытается залатать полученные экономикой пробоины. А вот у производителей и торговцев потребительскими товарами не столь радужные, хотя тоже улучшаются.

Спрос населения остается вялым. Улучшение оценок спроса производителями потребительских товаров слабое утешение. «Самые негативные оценки сохранялись в розничной торговле», — констатирует ЦБ.

Отдельная история автодилеры. Их «негатив в оценках существенно вырос», отмечает ЦБ, добавляя, что ситуация в этой отрасли отличается нестабильностью. Ряд предприятий, в основном малые и средние, сообщали о высоких рисках хозяйственной деятельности, недостатке средств на закупку автомобилей, росте цен на них из-за ослабления рубля и увеличении логистических расходов.

Тем не менее ценовые ожидания предприятий выросли после снижения в предыдущие два месяца, наиболее заметно — в… торговле. Слабость потребительского спроса вызвана прежде всего «проблемами на стороне предложения» — попросту говоря, дефицитом, не раз отмечал ЦБ. С ценовыми ожиданиями предприятий розничной торговли связана динамика потребительских цен, напоминают аналитики «Твердых цифр». Так что такие настроения чреваты ускорением инфляции.

Оценки спроса в марте улучшились и достигли максимальных значений с января 2022 г., последнего месяца до начала «спецоперации». У производителей инвестиционных товаров они на максимумах, пишет ЦБ. Наиболее заметно улучшились оценки текущего спроса среди предприятий оптовой торговли (кроме автомобилей, конечно), а также обрабатывающих отраслей, производящих потребительские и промежуточные товары. Продолжала улучшаться ситуация со спросом в строительстве (благодаря программам льготной ипотеки), а также в транспортировке и хранении.

Производство инвестиционных товаров, транспортировка и хранение — все это отражает произошедшие в экономике изменения: замену традиционных поставщиков на тех, кого получится найти, и доставка их товаров новыми, более сложными маршрутами. Комментируя восстановление грузооборота, эксперты ЦМАКП пишут, что реальный объем погрузки, видимо, «несколько меньше, так как в условиях усилившихся транспортных ограничений значение грузооборота поддерживается некоторым ростом средней дальности перевозки».

За последние месяцы наиболее сильный рост этих индексов произошел в обработке, стройке, транспорте, услугах, именно эти отрасли способствуют восстановлению экономики, считают аналитики MMI. В то же время по-прежнему убитой остается ситуация в секторе розничной торговли, и это яркая иллюстрация слабости потребительского спроса.