Российские компании остались без климатических рейтингов
Одна из самых влиятельных организаций в вопросах изменения климата CDP (изначально Carbon Disclosure Project) разрывает коммерческие отношения с российскими и белорусскими компаниями. В том числе останавливает прием регистрационных сборов и работу сервисов. Об этом говорится в письме CDP, разосланном по компаниям. (VPost ознакомился с текстом письма, его содержание подтвердили сотрудники двух компаний, получивших его.) Одновременно письмо о разрыве отношений и прекращении действия сертификатов разослала The International REC Standard Foundation (I-REC) — международная некоммерческая организация, разработавшая механизм отслеживания происхождения электроэнергии.
CDP — независимая организация, ведущая крупнейшую в мире базу данных по выбросам компаниями парниковых газов. В 2020 г. через нее раскрыли данные более 9600 компаний. CDP присваивает компаниям климатический рейтинг (от А до D, учитывает полноту раскрытия, уровень управления экологическими рисками, применение лучших практик в климатической повестке) или констатирует его отсутствие (компаниям, которые не раскрывают подобные сведения или предоставляют недостаточные маркируются рейтингом F). Проект сотрудничает 534 мировыми инвестиционными и финансовыми организациями (BlackRock, Goldman Sachs, HSBC, Morgan Stanley и пр.). Для них CDP собирает и обрабатывает отчеты, анализирует коммерческие возможности и инвестиционные риски, связанные с изменением климата. Коммерческая часть работы CDP — плата за оценку, которую берут с компаний, а также консультации по снижению выбросов парниковых газов. В России проект CDP был официально запущен в 2009 г.
Теперь российские и белорусские компании не смогут получить баллы CDP. При этом проект призвал их продолжать раскрывать соответствующую информацию через свою платформу. Он отказывается от их взносов и предлагает пожертвовать эту сумму местным экологическим организациям.
«CDP — глобальный источник информации о декарбонизации компаний — за последние годы российские компании сформировали программы и цели по декарбонизации, сделали большой скачок в раскрытии информации. Теперь получается, что это вдруг перестало быть важным на фоне военно-политических событий, не имеющих никакого отношения к вопросам изменения климата. Учитывая, что на Россию приходится около 5% глобальной эмиссии парниковых газов, лучше для климата от этой меры точно не станет», — говорит сотрудник металлургической компании, получившей письмо CDP.
Продолжать добровольно предоставлять информацию не запрещают, будут ограничены дополнительные услуги, которые могли бы помочь российским компаниям повышать конкурентоспособность по сравнению с иностранными предприятиями из тех же отраслей, объясняет преподаватель центра энергетики «Сколково» Ирина Гайда. Сейчас многие решения о прекращении сотрудничества принимаются на эмоциях или из желания соответствовать политической повестке, продолжает она. «Очень жаль, что это затрагивает и сферы услуг, направленные на сокращение углеродного следа и предотвращения глобальной климатической катастрофы», — сетует Гайда.
«Решение CDP не означает, что российские компании свернут климатические проекты — как говорится, не рейтингом единым», — считает основатель и генеральный директор ООО «КарбонЛаб» Михаил Юлкин. Рейтинг — это приятное дополнение, позволяющее объективно сравнить себя с другими компаниями и наметить направления дальнейшего развития с учетом опыта лидеров рейтинга, отмечает он. Но все то же самое можно проделать и без рейтинга. А вот представить свои достижения, свои цели и свои планы без отчета нельзя.
Хотя «на прощание» CDP призвала организации и компании, с которыми она работала, продолжать присылать ей информацию об их экологическом следе, понятно, что связь будет односторонняя, говорит Александр Климанов, директор программы WWF России «Зеленая экономика», из ее экологических рейтингов российские компании пока исключаются. В то же время экологическая и низкоуглеродная повестка в России последнее время активно развивалась, принят ряд важных законов, всё больше внимания уделяется открытости и прозрачности экологической информации и нефинансовой отчетности, отмечает он: «Поэтому весьма возможно, что освободившуюся нишу смогут полноценно занять российские НКО. Кризис — всегда время возможностей».