Борис
Сафронов

Почему россияне не собираются увеличивать траты

Продолжающееся три месяца снижение потребительских цен, о котором с начала лета отчитывается Росстат, не на шутку встревожило экономистов. Поначалу они радовались коррекции инфляции после «перелета», но теперь видят в этом дурной симптом: спрос, прежде всего потребительский, замер и расти не желает.

«Сложившаяся ситуация далеко выходит за рамки сезонного снижения цен (хотя необычно жаркая погода и стимулирует выход на рынки плодоовощной продукции и снижение цен на нее), и даже последствий укрепления рубля, — пишут эксперты ЦМАКП. — Сейчас речь идет, видимо, уже о дефиците спроса в экономике России вообще, и на потребительском рынке — в частности».

Хорошо сидим

Ситуация с потребительским спросом на качественном уровне не меняется: «упали и лежим», констатируют аналитики MMI на основе данных Сбериндекса. Расходы населения на товары и услуги последние три недели росли в годовом выражении на 7,5%, 8% и 6%: «По-прежнему, очень слабо выглядит динамика в непродовольственных товарах, ряд которых стали либо совсем недоступны потребителю, либо по ним драматично сократился ассортимент», — пишет MMI.

Розничные продажи лучше всего коррелируют с зарплатами (они составляют 60% совокупного дохода; еще 20% — пенсии и соцпособия), отмечает главный экономист «Ренессанс капитала» по России и СНГ Софья Донец. Их поведение эксперты ЦМАКП описывают почти теми же словами, что аналитики MMI: «Реальная заработная плата на фоне „санкционного шока“, что называется, „упала и не отжалась“. Это результат необходимости для компаний экономить на трудовых издержках при ограничениях на высвобождение занятых».

Ситуация начинает меняться, считает первый вице-премьер Андрей Белоусов (кстати, основатель ЦМАКП): «Очень важная тенденция, долгожданная я бы сказал, — это признаки некоторого оживления внутреннего спроса. Здесь триггером, безусловно, сыграло снижение ключевой ставки», — заявил он в понедельник. Это устойчивая тенденция, которая будет действовать минимум до конца года и, скорее всего, захватит 2023 г., считает Белоусов.

Увеличению потребительского спроса должно способствовать снижение ключевой ставки, в июле выросло кредитование, согласна главный аналитик Совкомбанка Наталья Ващелюк. При отсутствии шоков ситуация продолжит улучшаться в ближайшие месяцы, полагает она. Для анализа состояния спроса, по ее мнению, необходимо ориентироваться не только на инфляцию, но на более широкий набор индикаторов. Динамика доходов и безработицы пока не внушает ей серьезных опасений.

Сидеть будем долго

Но и для надежд поводов особых нет. Локальное дно спроса мы как будто прошли, считает Донец. Судя по текущим уровням, наметилось некоторое восстановление, в основном по непродовольственным товарам, которое будет «очень плавным», полагает она: по сути — упали и немного приподнялись.

Оживление именно что «наметилось», подчеркивает Донец: и в импорте, и ожиданиях — улучшаются потребительские настроения. Потребительский импорт почти не ограничен санкциями, напоминает она. Он сократился меньше всего, следует из приведенных вчера Белоусовым данных: всего на 3-5% в части важнейших товаров при общем падении импорта на 30-35%. Доходы тоже стабилизировались (они в минусе, но не таком большом, как можно было ожидать) и по сравнению с ними падение спроса было избыточным. Прогноз «Ренессанса» — небольшой (3-5%) спад реальных доходов по итогам года с небольшим ростом в следующем году. Они будут стабильны несколько лет, ожидает Донец. Определяющую роль будут играть зарплаты, а работодатели рапортуют об индексации: несмотря на кризис, им не хватает рабочих рук.

По модели кризис похож на 2015 год. Потом будем радоваться: «Ура, мы вернулись на уровень такого-то года».

Возможно, отложенный спрос реализуется, но высока неопределенность, говорит Донец: «Люди опасаются потерять доход. На радостях», как после пандемии, они покупать не будут».

Ситуация с потребительским спросом сложная, но не такая драматическая, как в 2009 или 2020 году, проблема, скорее, в перспективе, говорит экономист Райффайзенбанка Станислав Мурашов: сейчас нет надежды на то, что ситуация разрешится естественным путем. Нас ждет в ближайшей перспективе рост безработицы — это проявит себя в ухудшении потребительского спроса в следующем году и в 2024-м, говорит Мурашов: «Не зря многие прогнозы сейчас не V-образные: преобладает сценарий более слабого падения в этом году и более сильного в 2023-м. Это связано с тем, что ряд проблем пока остается в замороженном состоянии, но в следующем году эта заморозка пройдет».

Основной вопрос текущего кризиса — будет ли второе дно, и это связано не столько с внутренними процессами, а с внешними, считает Донец. Если начнет сокращаться экспорт, то будут сокращаться бюджетные расходы, и это отразится на потребителях — «другое дело, что размер сокращения экспорта — вопрос дискуссионный».

Сейчас очень большую роль играет бюджетная политика, но в долгосрочной перспективе она не сможет вытягивать, надо привыкать к отсутствию стимула со стороны бюджета, говорит Донец.

Нет брендов — нет покупок

Она сомневается, что необходимо стимулировать спрос: «Если мы потеряли структурно какие-то части доходов, то компенсировать их можно, подняв уровень долговой нагрузки или надолго снизив ставки. Внешние рынки закрыты, а внутренние займы — это, по сути, перераспределение».

А Ващелюк считает утверждение о «дефиците спроса» неверным. Эксперты ЦМАКП выдвинули эту гипотезу на основе анализа отклонения инфляции от многолетних средних значений, напоминает она. Оно действительно заметное, но во многом объясняется динамикой валютного курса. Курс доллара к рублю на 20% ниже, чем год назад, и на 40% ниже, чем в марте. При этом цены за март–апрель выросли более, чем на 9%, а за три летних месяца снизились всего на 1,3%. Даже с учетом роста других затрат (транспортных, финансовых, импорта) падение цен отстает от издержек. Таким образом, более детальный анализ динамики инфляции не позволяет сделать вывод о наличии существенного дефицита спроса, заключает Ващелюк.

Иногда этот спрос просто не может реализоваться. Среди причин, почему люди не покупают, Донец называет «уход любимых брендов». Снижению оборота розничной торговли также способствовала приостановка работы или уход некоторых иностранных торговых сетей (IKEA, Zara и др.), согласна Ващелюк.