VPost-media
Редакция

Сравнили рассуждения ЦБ об инфляции с поведением цен на товары-маркеры

Цены снижаются 8 недель из последних 9 (были бы все 9, если бы не индексация тарифов ЖКХ). ЦБ называет это коррекцией после кризисного «перелета», опасается, что в ближайшее время они продолжат падать (а это вредно для экономики) и в пятницу резко снизил ставку еще на 150 пунктов — до 8%, чтобы стимулировать спрос и кредитование. Ставка теперь ниже, чем в начале года, доллар с евро — тоже, а цены…

Мы посмотрели, что происходит с товарами-маркерами, которые, благодаря высокому спросу во время паники дорожают сильнее прочих и, по идее, должны так же быстро дешеветь.

Когда курс рубля стабилизировался, мониторинг цен на «Яндекс.Маркете» показывал, что продавцы в марте поднявшие цены в среднем в два раза, в апреле опустили их всего на 30%. Далеко не все товары с тех пор подешевели, и почти все стоят дороже, чем до начала войны «спецоперации».

Бумажная прибыль

Пачка офисной бумаги Svetocopy Classic в январе стоила 326 рублей. Из-за санкций ввоз в Россию химических реактивов остановился, а с ним и бумажные производства, и к началу апреля бумага оказалась в дефиците и подорожала в 3,5 раза до 1151 ₽. Вскоре производители и власти объявили о частичном решении проблемы, и уже к середине месяца пачка бумаги стала стоить около 600 ₽. В пятницу ее можно было заказать на «Яндекс.Маркете» в среднем по 480 руб. — это в два с лишним раза дешевле, чем на пике, но почти в 1,5 раза дороже, чем до начала войны «спецоперации».

Другая бумага, туалетная Zewa Plus (12 рулонов) со 145 руб. в январе подскочила в марте до 300 рублей, к апрелю подешевела до 167 ₽, но потом цена снова подскочила и уже несколько месяцев держится на одном уровне — около 267 ₽, (84%).

Гречка с сахаром

Важным фактором дефляции ЦБ и независимые эксперты называют снижение цен на продовольствие, прежде всего — на плодоовощную продукцию. Но не только: торговые сети поняли намек чиновников и ограничили наценки на социально-значимые продукты.

«Скрепная» гречка сейчас даже дешевле, чем в начале года.

Ядрица «Мистраль» 900 г со 157 рублей в феврале дорожала до 240, но в апреле снижалась до 190 ₽, а сейчас стоит около 150 руб.

Пачка сахарного песка «Чайкофский» 900 г с январских 95 рублей на пике в апреле подскакивала до 163 рублей, затем снизилась до 120 ₽, да так и там и осталась.

Заморозить и разогреть

Двухкамерный холодильник Atlant с январских 29 751 рублей дорожал в марте до 48 544, а затем начал дешеветь и сейчас стоит около 35 000 рублей — всего на 15% дороже, чем до 24 февраля. Микроволновая печь Samsung с январских 8383 рублей на пике дорожала до 14 833, а в пятницу стоила 12 810, на 52% дороже, чем зимой.

Продавцы бытовой техники и электроники теряют покупателей, объяснял руководитель направления исследований и консалтинга компании Focus Technologies Михаил Васильев: за июнь трафик магазинов снизился на 26% к июню прошлого года, упала и конверсия (доля посетителей, которые делают покупку). Он связывал это с общим снижением покупательской способности населения и сделанными в марте крупными покупками.

Производители и продавцы в марте повышали цены с запасом, пользуясь ажиотажным спросом, сейчас ситуация изменилась, но коррекция цен не может пройти моментально, она будет растянутой по времени, сказала председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Бизнес нащупывает уровень, который будет приемлемым до покупателя и покроет растущие издержки, отметила она.

Параллельное снижение цен

Из-за существенного укрепления рубля население ждет заметного снижения цен (что заметно по уровню инфляционных ожиданий, которые сейчас на минимуме с марта 2021 года), считая цены необоснованно завышенными, говорила Набиуллина. Участники рынка согласны с ней лишь отчасти.

Динамика цен будет зависеть не столько от курса рубля, сколько от возможности произвести в России или доставить сюда те или иные товары, сходятся во мнении ритейлеры и логисты. С производством дела пока обстоят не очень, зато импорт начинает оживать. Потребительский импорт начал восстанавливаться, благодаря налаживанию новых маршрутов поставок, а вот признаков восстановления промежуточного или инвестиционного импорта (поставки оборудования) не наблюдается, отметила Набиуллина.

Доставка по сложным маршрутам параллельного импорта — через третьи страны, мелкими партиями и через посредников, обходится в несколько раз дороже, чем по прямому импорту, сетуют ритейлеры и логисты. И все же параллельный импорт будет способствовать снижению цен, объяснял в пятницу и заместитель Набиуллиной Алексей Заботкин. Логика проста: из-за санкций и ухода западных компаний многие товары в дефиците и увеличение предложения, несмотря на удорожание логистики, приводит к снижению цен.

Наглядный пример — гаджеты Apple. IPhone 13 с 128 Гб памяти в марте подорожал на 35%, до 114 799 ₽, а в апреле, несмотря на то что Apple прекратила поставки в Россию, подешевел на 10%. Продавцы нашли способ пополнения запасов: небольшие компании начали понемногу возить «неофициальную» технику Apple, а официальные продавцы не до конца распродали запасы, рассказывал тогда сотрудник розничной сети электроники. Сейчас же этот смартфон предлагают в среднем за 66 000 рублей. Параллельный импорт налажен, объясняют логисты: по их словам, импортеры в больших объемах закупают смартфоны и другую технику Apple в Гонконге и ОАЭ.

Красная цена

А вот там, где поставки пока наладить не удается, цены, скорректировавшись после «перелета», снова растут. Это ярко проявляется в парфюмерно-косметической отрасли.

Помада Estee Lauder Pure Color Desire, которую в феврале можно было купить за 2962 ₽, дорожала на пике до 4300, а сейчас ее предлагают по 3999 руб. — но это уже остатки. Парфюмерная вода Dolce & Gabbana The One for Women, 50 мл с 4639 руб. в январе взлетала до 8703 ₽, в апреле опускалась до 6057, а в пятницу ее предлагали за 7374 руб.

Спад без спроса

Не даром Набиуллина назвала одним из факторов коррекции цен «дезинфляционный вклад со стороны потребительского спроса», отмечая высокую склонность к сбережениям — люди опасаются тратить отложенные средства. Это хорошо видно на рынке автомобилей: они дешевеют заметнее прочих, несмотря на дефицит. О заморозке бизнеса в России объявили почти все иностранные автоконцерны, кроме китайских, из-за проблем с комплектующими встали большинство автозаводов. Эксперты объясняют снижение цен падением покупательской способности: денег у населения становится меньше и желающих покупать автомобиле по ценам вдвое выше январских еще меньше, чем машин в наличии.

Седан Skoda Octavia с двигателем 1,6 л 110 лс, по данным сервиса cena-auto.ru, при январской рекомендованной розничной цене производителя 1,675 млн рублей, в апреле продавался по 4 млн рублей, а в июле многие дилеры предлагают его по 2,7 млн рублей.

Рекомендованная розничная цена Hyundai Santa Fe 2,5 л 180 лс в январе была 2,8 млн руб., а в апреле этот кроссовер стоял в салонах по 6,8 млн рублей. Сейчас его предлагают за 4,1 млн руб. при рекомендованной цене 3,969 млн.

Toyota Camry- 2.0 CVT 150 лс при рекомендованной розничной цене 2,585 млн руб. в апреле предлагали за 7,2 млн рублей. С тех пор цены в региональных дилерских центрах (например, в Брянске и Новосибирске) упали до 3,7 млн руб., а вот в Москве держатся на пиковом уровне. «В центре много Camry забрали в свои автопарки госструктуры и госкорпорации — напоследок, так сказать, ведь у них это очень популярная модель для среднего звена, так что благодаря спросу со стороны чиновников цены держатся», — объяснил VPost московский дилер Toyota.

Дальнейшая динамика потребительского спроса — одна из основных развилок прогноза ЦБ, говорила Набиуллина: продолжит ли население откладывать свободные средства в качестве подушки безопасности и откладывать крупные покупки в ожидании снижения цен, или по сценарию пандемии вслед за падением мы получим резкий рост потребительского спроса.