Прогнозы падения продаж автомобилей после резкого — в 1,7-4 раза — повышения утилизационного сбора с 1 августа не сбылись. За месяц в России, по данным аналитического агентства «Автостат», продан 109 731 новых легковой автомобиль — почти на 15% больше, чем в июле, и почти в 2,6 раза больше, чем в прошлом августе. А ведь в июле был установлен рекорд по импорту автомобилей — более 80 тысяч новых машин. Продажи этих машин отчасти сформировали высокий результат, отмечает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.
Но дело не только в этом. Последняя неделя августа показала, что рынок продолжает уверенно расти, тренд на повышение продаж сохранился, и это дает основание подтвердить годовой прогноз в 1 млн проданных автомобилей, считает гендиректор «Автостата» Сергей Целиков.
Растут продажи и подержанных машин. За месяц легковых автомобилей с пробегом продано 570 000 — на 11% больше, чем в июле, и на 30% больше, чем годом ранее. Правда, продавцы таких машин, более свободные в ценообразовании, чем дилеры новых автомобилей, уже в июле начали повышать цены, предвидя подорожание новых иномарок из-за роста утилизационного сбора и падения рубля. В результате уже по итогам июля средневзвешенные цены на машины с пробегом подскочили до 1,046 млн рублей вместо державшихся с начала года 990 000 рублей (данных за август пока нет).
Повышение сбора уже отразилось на ввозе автомобилей с пробегом. В августе в Россию ввезено всего 32 000 таких иномарки против 51 000 в июле. Физлица сохранили право ввозить машины по льготным ставкам утильсбора (3000-5000 рублей с автомобиля), но теперь при перепродаже автомобиля в течение 12 месяцев им придется доплатить утильсбор до полного тарифа.
На рынке новых автомобилей продолжается быстрое продвижение китайских марок. Они стремительно увеличивают свою долю. По итогам августа на них пришлось 56% проданных машин против 51% месяцем ранее. Они уже вытеснили европейские и американские марки и теперь теснят корейских производителей, которые распродают складские остатки и опускаются в конец топ-10 самых популярных иномарок, отмечает Удалов. Российские бренды, прежде всего Lada, тоже отступают под натиском китайцев, но не так быстро: в августе на них пришлось 29% продаж новых автомобилей против 31% в июле.
Однако, если посмотреть на объем рынка в деньгах (здесь последние данные пока за июль), выяснится, что Lada сильно отстает от иностранных конкурентов. При финансовой емкости рынка за 7 месяцев в 1,3 трлн рублей (это на 40% больше, чем в том же периоде 2022 года) на российские бренды приходится всего 12%, еще 33% занимает альтернативный импорт, а 55% – китайские бренды, рассказывает Удалов. Так что и в денежном, и в физическом выражении большая часть российского автомобильного рынка теперь китайская.
Президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов назвал рост доли китайских автомобилей на рынке стратегическим вызовом для российского автопрома. Они уже могут непосредственно влиять на ценообразование и начинают переписывать цены, отметил гендиректор «Автодом Подписка» Максим Шишко.
Доля китайцев продолжит расти, ожидают эксперты. Китайские бренды завоевывают рынок быстрее всех прогнозов – никто уже не сомневается, что они перешагнут планку в 60%, а возможно, у них будет и 70% рынка, считает Целиков. Россия уже стала главным экспортным рынком для китайского автопрома. По итогам этого года Китай может поставить России более 600 тысяч новых автомобилей, оценивали аналитики Промсвязьбанка. Исходя из прогноза «Автостата» в 1 млн машин, это более 60%.
В России работают все крупные китайские автопроизводители, российский рынок очень важен для Китая, так как, по сути, это первый пример масштабной экспансии китайского автопрома, заявил заведующий сектором экономики и политики Китая Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН Сергей Луконин. Важен, но не приоритетен, несмотря на такие цифры, считает Шишко. Китайцы не забывают о риске вторичных санкций и поэтому пока с опаской относятся к масштабному расширению присутствия в России, а их внутренний рынок настолько велик, что и Россия, и Бразилия как крупнейшие экспортные направления могут быть им не интересны. Китайские автомобили будут догонять по качеству европейские – поэтому для них имиджево важны поставки в США и Европу, объяснял Шишко: «Но те, кто будет активничать в России, могут в перспективе столкнуться со сложностями на этих рынках, потому что протекционизм и лобби в автопроме очень высокие».