Борис
Сафронов

Операторы объясняют это ростом затрат

В сентябре ускорилось удорожание услуг мобильной связи (до 4%, исторического максимума), что операторы мотивируют ростом затрат, отмечает Центробанк в комментарии к инфляционным процессам.

Затраты операторов растут вместе с инфляцией и стоимостью оборудования — вопрос в том, насколько рост тарифов им соответствует, считает Федеральная антимонопольная служба. На этой неделе она возбудила дело против «Мегафона» (в мае повысил тарифы для более 16,5 млн абонентов в среднем на 12%) и признала МТС нарушителем антимонопольного законодательства за необоснованное, по мнению ведомства, повышение тарифов.

МТС в январе подняла стоимость услуг сотовой связи для более 28 млн абонентов в среднем на 9,5%, обосновав это ростом своих затрат, пишет ФАС, но не убедила службу, что ее расходы выросли достаточно для столь резкого повышения тарифов. В августе МТС снова повысила стоимость для части тарифных планов в среднем на 8,4%, продолжает ФАС, а оставшиеся тарифы — в сентябре и октябре, в среднем на 9,7%. «Таким образом, общее повышение тарифов для 28 млн абонентов в 2022 году составило более 20% при уровне индекса потребительских цен по состоянию на конец августа 10,5%», — заключила ФАС и предписала оператору снизить тарифы «до экономически обоснованного уровня».

«Мегафон» уверяет, что заранее информировал ФАС об изменении тарифов и сейчас предоставляет ей документы, подтверждающие его позицию. МТС также обещает доказать службе обоснованность своих тарифов.

«Российские операторы вынуждены корректировать тарифы в связи с инфляцией, ростом стоимости оборудования и его доставки, ростом расходов на электроэнергию, необходимостью инвестиций в расширение и строительство новых сетей и т д. Даже с учетом изменений услуги связи и мобильного интернета в России остаются дешевыми и доступными всем», — говорится в комментарии МТС (цитата по «Интерфаксу».

Для повышения цен существуют объективные причины, отмечает аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын. В течение последних 30 лет основной стратегией было участие в глобальном разделении труда в роли поставщика ресурсов, и рациональных причин для производства инфраструктурного оборудования для связи при этом не было, объясняет он: «Какая некитайская компания в здравом смысле решится конкурировать с Cisco, Alcatel, Nokia и Ericsson на их традиционном поле? Поэтому такое оборудование в стране и не производится». Теперь эти производители ушли, но телекомам по-прежнему требуется обновлять устаревшее оборудование.

«Можно искать альтернативы в Китае, но после жестокой расправы Трампа над Huawei китайские компании явно противодействовать санкциям не будут, — рассуждает Делицын. — А на построение неявных и альтернативных каналов требуются дополнительные издержки, и их придется оплатить нашим телекомам».

ЦБ считает, что эти изменения «носят разовый характер». Дальше все будет зависеть от госрегулирования, считает Делицын. Если будет дан сигнал, что эти издержки не должны быть переложены на потребителей, то телекомы возьмут дополнительные кредиты и/или не выплатят дивиденды. Это будет не самый позитивный момент для компаний и акционеров, но сохранит для потребителей качество услуг при росте цен в пределах, допускаемых государством. «В тактической игре между государством, абонентами и телекомами последние кажутся наименее сильным звеном, говорит Делицын, — пойти на уступки, вероятно, придется им».