ЕС призывает граждан изменить образ жизни ради снижения зависимости от российских углеводородов
Евросоюз предлагает гражданам внести свой вклад в дело снижения зависимости от российских углеводородов. Чтобы сократить потребление нефти и газа (российский уголь в Европе уже под запретом, лишь старые контракты можно исполнять до августа), предлагаются меры не только на государственном или отраслевом, но и на индивидуальном уровне. Например, власти призывают европейцев медленнее ездить на автомобилях, снижать температуру в домах, работать удаленно.
Международное энергетическое агентство (МЭА) уже подготовило два плана — по сокращению потребления нефти и газа. Оба они предполагают меры государственного масштаба, например, переориентацию на поставщиков из других стран, ускоренный переход на возобновляемые источники энергии и электромобили и пр.
В случае с нефтью немедленные действия позволили бы снизить среднесуточный спрос на 2,7 млн баррелей в течение четырех месяцев.
В случае с газом к концу года потребление можно сократить на треть со 155 млрд куб. м, которые Европа закупила у России в 2021 г. (140 млрд по трубопроводам и 15 млрд — в виде СПГ). На российские поставки пришлось тогда 45% импорта и почти 40% — совокупного потребления ЕС. После этого Еврокомиссия представила свой проект, предполагающий сокращение потребления газа на две трети к концу года.
В обоих докладах МЭА назывались также мероприятия, которые должны быть реализованы на местном и индивидуальном уровне. Вот, например, что предлагалось по нефти и вошло в доклад, в котором МЭА и ЕС представили в четверг подробное описание таких мер.
Всего этих мер девять. Согласно докладу, снижение температуры на домашнем термостате на 1° позволит сэкономить 7% энергии, используемой для отопления, а ее повышение на кондиционере на 1° может сократить количество потребляемого электричества на 10%. Средний дневной пробег автомобиля в одну сторону в ЕС равен 15 км; если работать из дома три дня в неделю, можно сэкономить на топливе около €35 в месяц, даже с учетом повышенного потребления электричества дома. Средний пробег у машины составляет 13 000 в год, поэтому снижение скорости на автомагистралях на 10 км/ч позволит уменьшить расходы на топливо, в среднем, на €60 в год.
Правительства могут помочь гражданам, предоставляя финансовые стимулы в виде снижения тарифов на поезда и автобусы, развития средств микромобильности (велосипеды, самокаты, маленькие электромобили), устанавливая солнечные панели, повышая энергоэффективность зданий, помогая перейти для их обогрева на другие виды топлива, говорится в докладе.
МЭА и ЕС призывают граждан:
🔷 Снизить температуру отопления в доме, меньше пользоваться кондиционером.
🔷 Скорректировать настройки бойлера.
🔷 Работать дистанционно.
🔷 Эксплуатировать автомобили более экономичными способами.
🔷 Снижать скорость на шоссе.
🔷 В крупных городах не ездить по воскресеньям на своих автомобилях.
🔷 На короткие дистанции отправляться пешком или на велосипеде, а не на машине.
🔷 Пользоваться общественным транспортом.
🔷 Предпочитать поезд самолету.
В совокупности описанные меры позволят сократить потребление газа в ЕС на 17 млрд куб. м, а нефти — на 220 млн баррелей в год. При этом счета за электричество у домохозяйств снизятся, в среднем, на €450 в год.
«Ну-ну, сказало электричество»
Российские эксперты не верят в реалистичность такого сценария. План МЭА по сокращению потребления нефти на 2,7 млн баррелей в сутки за четыре месяца «представляется излишне амбициозным» и в том числе может негативно отразиться на экономической активности (расширение удаленной работы, снижение скорости передвижения на трассах, замещение самолетов поездами), говорится в опубликованном также в четверг бюллетене Центробанка «О чем говорят тренды». Часть плана имеет слабые перспективы для реализации в ближайшее время, пишут аналитики ЦБ (их мнение может не совпадать с официальной позицией ЦБ): например, значительное ускорение внедрения электромобилей. Реализация остальных составляющих плана в определенной степени потребует от населения смены привычного образа жизни, например отказа от пользования автомобилем по воскресеньям и расширения пользования общественным транспортом, добавляют авторы бюллетеня.
К аналогичным выводам они приходят и насчет сокращения потребления российского газа на треть: процесс его замещения будет «дорогостоящим и, вероятно, продолжительным по времени». План включает в себя отказ от новых контрактов с Россией, максимальное увеличение выработки электроэнергии за счет биоэнергетики и атомной энергии, ускорение замены газовых котлов тепловыми насосами, новые проекты ветровой и солнечной генерации, а также поощрение более экономного использования газа потребителями — эксперты оценили затраты ЕС в 2,5–3% ВВП.