VPost-media
Редакция

За полгода из России решило уйти еще около 120 крупных компаний

Глобальные компании постепенно принимают решение о судьбе своего российского бизнеса. Доля тех, кто объявил о временной приостановке российского бизнеса, но до сих пор не определился, что с ним делать дальше, с августа 2022 г. по март 2023 г. снизилась с 65% до 36%, выяснили аналитики IBC Real Estate. Они исследовали 419 таких компаний из сферы ритейла, производства, услуг, медиа, финансов, логистики и девелопмента.

Почти все определившиеся компании, по данным IBC, решили отказаться от бизнеса в России: ликвидировать его и уйти, либо передать местному менеджменту, сохранив таким образом рабочие места и работу предприятий, но с другими собственниками и под другим брендом.

Получается, за это время примерно 120 компаний решили закрыть здесь свой бизнес или продать его.

В итоге к марту 33% из 419 международных компаний (139) решили свернуть бизнес и окончательно уйти из России, половина из них продали свои активы (например, IKEA).

Среди все еще не определившихся много крупных производителей. Одним, как PepsiCo и Volkswagen, сложно найти инвесторов и согласовать сделки. Другая категория — онлайн-сервисы, у которых значимых активов в России не было (Booking.com, Airbnb, Ebay и др.).

Еще 19% компаний продали или передали российский бизнес местному топ-менеджменту, и он в том или ином виде продолжает работать. 6% сохраняют режим частичной приостановки (например, фармкомпании, которые импортируют только самую необходимую продукцию), еще 4% — отказываются от новых инвестиций, 1% были национализированы, и еще 1% — возобновили работу.

Права собственности локальном менеджменту передавали чаще всего производители (на них пришлось 43% таких сделок), такие как Total, Emerson, производитель бумаги Sylvamo, ритейлеры (23%) — Selgros, L’Оccitane, Crocs и др., а также консультанты, включая «большую четверку».

IBC Real Estate ожидает, что в этом году компании, приостановившие деятельность на российском рынке, наконец определятся, останутся ли они в России и примут решение о судьбе активов.

По подсчетам Йельской школы менеджмента, из России ушло более 1000 компаний. Разница связана в том числе с методикой подсчета. IBC отслеживает не все иностранные, а только международные компании, присутствующие более чем на пяти рынках. Также она ограничивает свои подсчеты отраслями, в которых иностранный бизнес был представлен наиболее сильно.

Уйти из России компаниям из «недружественных» стран не так-то просто. Они должны получать разрешение правительственной комиссии на продажу активов, причем среди условий — 50%-ный дисконт, а также рассрочка платежа 1-2 года или перечисление в бюджет 10% суммы сделки. Например, ирландскому производителю бумажной упаковки Smurfit Карра Group на это понадобился почти год: компания объявила об уходе с российского рынка в апреле 2022 г. и на днях закрыла сделку по продаже четырех заводов в Ленобласти и Москве местному менеджменту.

Некоторые остаются в России. Например, нидерландский производитель кофе JDE Peet’s остановила инвестиции в расширение бизнеса, рекламу и продвижение своих глобальных брендов, но уходить из России не стала. Она продолжит производство на заводе в Ленобласти, но собирается отказаться от использования бренда Jacobs в России.