Михаил
Оверченко

При помощи удава, мыши, снимка из космоса, крема для тела, кофе и даже рождественской церковной службы объясняем, почему

«Ограниченность поставок и повышенная инфляция, скорее всего, продлятся дольше, чем ожидалось ранее, и сохранятся значительную часть следующего года», — заявил в пятницу председатель Федеральной резервной системы США Джером Пауэлл.

Темпы инфляции США в последние месяцы превышают цель ФРС более чем вдвое, индекс потребительских цен вырос в сентябре на 5,4%. Пока ФРС не планирует повышать процентные ставки — лишь начнет сворачивать программу скупки облигаций, отметил Пауэлл. Его коллега в Москве действует более решительно: в пятницу председатель Банка России Эльвира Набиуллина объявила о повышении ставки сразу на 0,75 процентного пункта до 7,5% и не исключила ее повышения в декабре еще на 1 п. п. Среди причин ускорения инфляции (прогноз на этот год повышен с 5,7-6,2% до 7,4-7,9%) ЦБ назвал некоторые проблемы, терзающие остальной мир (и упомянутые Пауэллом):

  • нарушение производственных и логистических цепочек;
  • дефицит трудовых ресурсов;
  • рост спроса, опережающий возможности по наращиванию выпуска.

Наиболее вероятно снижение инфляционного давления после высоких показателей этого лета, отметил Пауэлл. Его понятная осторожность контрастирует с заявлениями некоторых экспертов.

Около портов Лос-Анджелес и Лог-Бич очереди на разгрузку ждет рекордное число судов. На фото: суда на якоре около Лонг-Бич 10 октября.

Удав подавился мышью

«Признаков того, что сложности в цепочках поставок рассасываются, пока нет», — говорится в отчете Moody’s Analytics. Для США компания составила индекс стресса в цепочках поставок, включающий различные показатели в области логистики, транспортировки, производства. Ни один из них не улучшается, сказал CNN Мэтт Кольяр, экономист Moody’s Analytics: «Все движется в неправильном направлении. Нет ни одного светлого пятна».

Его коллеги пишут в отчете: «По мере того, как восстановление мировой экономики набирает ход, становится все очевиднее, как ее заводят в тупик разрывы в цепочках поставок, которые возникают на каждом повороте. Пограничный контроль и ограничения на передвижения, отсутствие глобальных паспортов вакцинации, отложенный спрос со стороны сидящих по домам людей — все сошлось и создало идеальный шторм, где мировое производство будет подорвано из-за того, что поставки не осуществляются вовремя, затраты и цены будут расти, а рост ВВП в результате окажется не столь значительным. Предложению еще какое-то время придется догонять [спрос], особенно потому, что в каждом звене цепочек поставок возникают помехи: нехватка трудовых ресурсов, а также контейнеров, кораблей, мест в портах, грузовиков, железнодорожных составов, самолетов и складов».

Импорт в порту Лос-Анджелеса, крупнейшем в США по приему товаров из Китая, вырос на 30% по сравнению с рекордным показателем прошлого года. Из-за этого в доках скопилось около 250 000 контейнеров с самыми разными товарами, от чипов и оборудования до игрушек и кроссовок, поскольку не хватает водителей, грузовиков, мест на сортировочных железнодорожных станциях и складах. В результате еще около 200 000 контейнеров ждут на кораблях, которые стоят в очереди на разгрузку около порта (очередь может превышать неделю). Повышенный спрос на товары, нехватка судов и контейнеров привели к росту стоимости фрахта в разы, а то и на порядок по сравнению с уровнем до пандемии, заметно выросли расценки на грузовые авиаперевозки, писал VPost. Все это вносит вклад в инфляцию, тем более что ритейлеры уже формируют запасы под сезон рождественских распродаж, но многие товары задерживаются.

Фрэнк Понс Де Леон, член комитета Международного профсоюза портовых и складских работников (ILWU), так суммировал проблемы американских портов:

Церковь строят не для Рождества или Пасхи, а для регулярной воскресной службы. Учитывая беспрецедентный приток грузов, в портах каждый день — будто Рождество или Пасха. Приходит все больше судов, но все места на скамейках в церкви заняты уже не один месяц, и некуда не то что сесть — встать.

Ухудшение ситуации с цепочками поставок и нехватка трудовых ресурсов означают, что повышенная инфляция в товарном секторе сохранится в течение следующего года, считают аналитики Bank of America. Базовая инфляция, исключающая цены на энергоресурсы и продукты питания, будет выше цели ФРС и в 2023 г., полагают они, поэтому сдвинули прогноз начала повышения ставки в США на IV квартал 2022 г. Банк России тоже предупредил: мировые центробанки могут быстрее, чем ожидается, перейти к нормализации денежной политики.

Проблемы с поставками, нехватка чипов, закрытие портов из-за ковида уже сказались на экономике Китая, где ВВП в III квартале вырос всего на 4,9% (и лишь на 0,2% со II квартала), а промышленное производство — на 3,1% (опрошенные Reuters аналитики ждали 4,5%). «Перебои с поставками сохранятся, в то время как ставки фрахта по-прежнему высоки, а дефицит чипов остается критическим фактором для таких секторов, как оборудование, автомобили и телекоммуникационные приборы», — написала Айрис Пан, главный экономист ING по Китаю.

Пять ведущих экономических институтов Германии в середине октября снизили прогноз роста ВВП страны в 2021 г. с 3,7% до 2,4%, так как «проблемы с поставками продолжат отрицательно влиять на производство». Эту же причину в понедельник назвал Бундесбанк, заявив, что рост резко замедлится в конце года (другая — ухудшение ситуации в секторе услуг).

Джо Данлап, глобальный директор по консалтингу в секторе поставок CBRE Group, специалист по коммерческой недвижимости, сравнил ситуацию с удавом, который проглотил мышь (цитата по Reuters):

В удаве застрял большой кусок, который мешает движению; каждый раз, как вы пробиваете затор в одном месте, он передвигается дальше по цепочке.

Как растут цены

Растущие издержки заставляют компании все активнее повышать цены, тем более что как минимум западные потребители, по их наблюдениям, благодаря накопленным сбережениям, помощи властей и выросшим зарплатам, пока готовы платить больше — по крайней мере за известные бренды. Заявления о росте издержек и цен регулярно звучат сейчас, когда компании отчитываются за III квартал.

Procter & Gamble, выпускающая многочисленные потребительские товары — от бритв Gillette до подгузников Pampers и зубной пасты Oral-B, повысила цены на продукцию в девяти из 10 своих товарных категорий в США, заявил в прошлый вторник финансовый директор Андрэ Шултен на телеконференции с аналитиками. Издержки растут быстрее ожиданий: если в июле компания прогнозировала, что расходы на транспортировку и сырье вырастут в 2022 финансовом году на $1,9 млрд, то теперь оценивает увеличение в $2,3 млрд.

Nestle, крупнейший мировой поставщик фасованных продуктов, отметила, что, несмотря на смягчение карантинов, потребители все больше пьют дома кофе более дорогих сортов. Кофе вносит наибольший вклад в рост бизнеса компании, растет потребление брендов Nescafé, Nespresso, Starbucks. В январе–сентябре Nestle повысила цены на 1,9%.

Крупнейший мировой производитель бытовой техники Whirlpool назвал «случаи неэффективности по всей цепочке поставок» причиной «весьма безжалостного» роста цен на сталь, смолу и другие материалы, который увеличит расходы компании в этом году на $1 млрд.

Финдиректор американской сети ресторанов Chipotle Mexican Grill Джек Хартунг на вопрос аналитика, поставки каких ингредиентов сейчас сложно обеспечить, ответил: «Всех». Chipotle повысила цены в меню, но поток посетителей в III квартале не уменьшился.

PepsiCo сообщила, что начавшееся повышение цен на ее продукцию может продлиться до I квартала 2022 г. включительно.

Tesla корректирует цены в связи с ростом стоимости сырья и зарплат.

На прошлой неделе крупнейшие авиакомпании США жаловались на дороговизну топлива, а производитель игрушек Mattel — смолы.

Unilever, выпускающая различные потребительские товары — от мыла Dove до супов Knorr, повысила цены в III квартале на 4,1% (это самое резкое повышение по крайней мере за семь лет, по данным Bloomberg). Наиболее сильный рост цен был на таких рынках, как Мексика, Ближний Восток и Россия, но продажи от этого практически не пострадали, отметил гендиректор Алан Джоуп. Инфляция в 2022 г. будет выше, чем в 2021 г., но достигнет пика в первом полугодии, считают в Unilever. Во II квартале она подняла цены на 1,6% и намерена продолжать повышать их в IV квартале и первом полугодии 2022 г.