Значительно уменьшить расходы пока не получается
Как ни пытался Минфин умерить аппетиты бюджета, кажется, ничего не серьезного вышло. По итогам первого полугодия дефицит бюджета почти достиг годового плана – 2,6 из 2,9 трлн руб., и на экономическом форуме в Санкт-Петербурге чиновники дружно заговорили о «приоритизации» расходов, проще говоря – об их сокращения. Министр финансов Антон Силуанов называл его «фронтальным», а первый вице-премьер Андрей Белоусов ссылался на экспертные оценки, по которым безболезненно можно отрезать 10-15% расходов.
Получилось намного меньше. Под сокращение не попадают социальные расходы (они «не только не сокращаются, но и, как правило, возрастут»), объяснял Силуанов, и, «естественно, под фронтальное сокращение не попадут расходы, необходимые для фронта, для победы». В результате «к статьям, которые попадают под фронтальное сокращение, отнесено всего 4,5 трлн руб.». То есть расходы сократятся на 450 миллиардов. Правительство план поддержало.
Этого явно мало для того, чтобы уложиться в запланированный дефицит бюджета. Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова называет это «относительно небольшой суммой»: по ее оценке, «целью правительства могла быть сумма в 1 трлн руб.». И Минфин начал потихоньку готовить к этому рынок. «Экономика подвижна, дефицит тоже может чуть-чуть измениться», – сказал на прошлой неделе Силуанов, оговорившись, что «это как в одну, так и в другую сторону». В этом году он не видит рисков для исполнения бюджетных обязательств: «В части базовых решений вообще у нас проблем нет, мы все сделаем, а в части дополнительных ресурсы будут найдены». А вот дальше…
На следующую трехлетку дополнительные средства потребуются, говорил Силуанов. Сегодня он высказался конкретнее: расходы бюджета в 2024 г. будут выше заложенных в нынешнем законе 29,43 трлн руб.
Силуанов объясняет это перевыполнением плана по ненефтегазовым доходам в этом и следующем годах. За шесть месяцев они составили 52% годового плана. «У нас сейчас макроэкономика лучше. Видим, что в этом году с доходами будет получше, и в следующем получше, поэтому и расходы увеличатся», – объяснил министр. Правда, как он говорил ранее, «нефтегаз нас подкашивает»: нефтегазовые доходы бюджета сильно ниже ожиданий, и всего доходы за полугодие оказались 47% от плана на год.
Насколько могут вырасти расходы, министр не сказал: бюджетный процесс продолжается. В сокращение расходов рынок не верит. Несмотря на сокращение бюджетного дефицита в июне, консенсус опрашиваемых ЦБ аналитиков – дефицит консолидированного (с учетом регионов и внебюджетных фондов) 2,7% ВВП в этом году и 1,8% в следующем. Прогнозы большинства аналитиков предполагают дефицит федерального бюджета в этом году 4-6 трлн руб. вместо запланированных 2,9 трлн.
Как показала «приоритизация», сократить расходы непросто. «У нас растет расходная часть – нужно поддерживать экономику, мы должны поддерживать военный блок, и наши четыре новых региона нуждаются в существенной поддержке», – объясняла недавно сенаторам замминистра финансов Ирина Окладникова. Аналитики «Твердых цифр» вспоминают, где сильнее всего сокращались расходы во время прошлой консолидации бюджета 2015-2018 гг.: взнос в АСВ (неактуально), пенсионное обеспечение (взносы стали лучше собираться) и… оборонные расходы («вооруженные силы РФ» и «научные исследования в области нацобороны»), что сейчас тоже нереально. Есть, впрочем, и оптимисты. Многие недооценивают возможность сокращения расходов бюджета, считает главный экономист «Ренессанс капитала» по России и СНГ Софья Донец. «Все говорит о том, что бюджетная политика ужесточится раньше, чем мы думаем – на горизизонте 6 месяцев».
Покрываться разрыв между доходами и расходами, по словам Окладниковой, будет, в частности, за счет долга: «У нас сейчас уровень долга 22,8 трлн руб., это 14,9% ВВП. Это пока наша безопасная граница. Хотя мы понимаем, что в условиях текущей ситуации мы долг будем наращивать, это безнадежная ситуация, мы должны будем это делать <...> Поэтому мы будем наращивать долг, но будем стараться оставаться в безопасных границах». Безопасной границей она считает установленные в госпрограмме 20% ВВП: «Это тот предельный долг, который мы в самой пессимистичной ситуации не должны перешагнуть». До этой границы примерно 7,5 трлн руб.
Нет никаких проблем увеличить долг, согласен управляющий директор ГПБ Private Banking Егор Сусин, ключевой вопрос «как иименно». Финансовая система не генерирует долгосрочных ресурсов в таком объеме (даже для столь скромного наращивания долга), а Минфин пытается занимать именно длинные деньги, объясняет он, советуя Минфину смещаться в сегмент более короткого долга и флоутеров, «который он так не любит и боится после кризиса ГКО [дефолт 1998 г.]». Сусин в этом тоже не видит проблемы.
Второй источник денег – повышение налогов. Об этом говорил и Силуанов, и его заместитель Алексей Сазанов. Процесс уже пошел. Налог на «сверхприбыль» может стать регулярным, нефтяникам сокращают топливный депмфер, ускоренно повышаются акцизы на алкоголь, сигареты и автомобили, с августа кратно повышается утилизационный сбор на импортные автомобили, обсуждается введение сбора с маркетплейсов для поддержки находящейся в «катастрофическом», по словам гендиректора, положении «Почты России» и др. Если расходы вырастут, то придется и налоги повысить, объяснял Силуанов.
«Несмотря на то, что усилия правительства по перераспределению расходов являются важной мерой, ее недостаточно для исполнения бюджета в соответствии с первоначальным планом и для нормализации баланса бюджета может потребоваться увеличение налоговой нагрузки», – резюмирует Орлова.