Михаил
Оверченко

Британские политики требуют от BP развода с «Роснефтью», а добытое сырье трудно продать

Британскую нефтяную компанию BP и раньше критиковали за связи с «Роснефтью». Но во многом это было связано с экологическими вопросами. Новая стратегия BP предполагает сокращение выбросов углекислого газа и нефтедобычи, увеличение инвестиций в возобновляемую энергетику; при этом «Роснефть», в которой ей принадлежит 19,75% акций, хочет реализовать гигантский проект по разработке нефтяного месторождения в Арктике, а входящий в ее совет директоров Бернард Луни, гендиректор BP, против него не высказывался.

Но теперь, в связи с тем, что российские власти называют военной операцией на Украине, ситуация стала гораздо серьезнее. Правительство Великобритании требует от BP предоставить информацию о связях с «Роснефтью», которая является крупным поставщиком топлива для российских вооруженных сил (в частности, керосина для ВВС), а британские парламентарии призывают ВР немедленно выйти из ее.

По итогам 2021 г. BP включила в свою отчетность прибыль от доли в «Роснефти» в размере более $2,4 млрд и получила дивиденды на $640 млн. 

Как сообщает Financial Times, министр по делам бизнеса Кваси Квартенг в пятницу пригласил Луни на встречу и, по словам человека, знакомого с ситуацией, высказал «тревогу» по поводу сотрудничества BP с «Роснефтью». Квартенг также попросил Луни предоставить конкретную информацию о положении компании в России и ее дальнейших планах. «BP покинула встречу, не имея ни малейших сомнений в том, насколько сильно обеспокоено британское правительство», — сказал этот человек.

Представители оппозиционных партий выступают гораздо резче.

Совершенно неприемлемо, чтобы британская компания зарабатывала на инвестициях в России после незаконного вторжения на Украину.

сэр Эд Дэйви
лидер либеральных демократов

Дэйви призвал BP «незамедлительно» отказаться от инвестиции в «Роснефть».

Это просто шок, что BP, ведущая британская корпорация, заправляет горючим* вторжение на Украину <…> Я абсолютно вправе рассчитывать, что ВР поступит правильно и быстро выйдет из этой инвестиции.

Маргарет Ходж
лейбористка, председатель парламентской комиссии по противодействию коррупции
Игра слов

* Во фразе «It is totally shocking that BP — a major British corporation — is fuelling the invasion of Ukraine» Ходж использовала игру слов: fuel – это «топливо», «заправлять топливом/горючим», «разжигать, стимулировать». – VPost.

Также известно, что Квартенгу не нравилось, что Луни вместе с Путиным входит в попечительский совет Русского географического общества, пишет FT. В этом совете также состоит Сергей Лавров, против которого, как и самого Путина, Великобритания ввела санкции, и другие попавшие под санкции западных стран представители российской власти и государственного бизнеса, включая Сергея Шойгу, Антона Вайно, Игоря Сечина, Петра Фрадкова и др.

Даже если BP решит избавиться от своей доли, ей будет сложно найти покупателя, считает представитель инвесткомпании из числа 20 крупнейших акционеров ВР. «Что ВР делать? Она миноритарный акционер. Главное заключается в том, что тот, кто готов купить крупный пакет российской нефтяной компании, — это, вероятно, не тот, кому бы вы хотели его продать», — сказал он FT.

BP и «Роснефть» отказались комментировать газете ситуацию. Ранее BP заявляла, что намерена сохранить свой российский бизнес и будет следовать всем западным санкциям. В начале февраля Луни сказал в интервью FT, что компания будет думать о санкциях, когда они материализуются, а все ограничения, которые США и ЕС ввели против «Роснефти» после 2014 г., она выполняла.

Работающие в России западные нефтяные мэйджоры в последние дни очень скупо комментируют ситуацию. Exxon Mobil этого не сделала. Патрик Пуянне, гендиректор французской TotalEnergies, сказал в четверг на конференции «Международная энергетическая неделя»: «Я убежден, что русские не хотят использовать газ в качестве оружия в этом споре». Конфликт, добавил Пуянне, пока не повлиял на работу в России TotalEnergies, которая, в частности, имеет 20% в проекте «Ямал СПГ».

На Россию пришлось 20% поставок СПГ в Европу (27 стран ЕС и Великобритания) в 2021 г., сообщило недавно Управление энергетической информации США, их обеспечивает как раз «Ямал СПГ».

Между тем, с физическими поставками российской нефти в Европу уже возникли проблемы. Ее крупнейшие покупатели не могут получить от банков аккредитивы и найти суда для вывоза нефти с Балтики, сообщило агентство Reuters.

Среди основных покупателей российской нефти — как раз западные мэйджоры, такие как BP, Shell, ENI, TotalEnergies, Equinor, Chevron, Exxon Mobil, а также сырьевые трейдеры — Vitol, Glencore, Trafigura, Gunvor, Mercuria.

По крайней мере три крупных покупателя российской нефти не смогли в четверг получить аккредитивы в западных банках, чтобы совершить операции, рассказали Reuters четыре человека, занимающиеся торговыми транзакциями. По их словам, это связано с возникшей неопределенностью из-за боевых действий на Украине и западных санкций. Один человек сказал: «Банки пока не хотят выдавать аккредитивы, так что возник своего рода тупик». Источники не назвали банки-отказники.

«Мы рассматриваем сделки в индивидуальном порядке. Нет жесткого отказа», — сказал топ-менеджер крупного европейского банка, отметив, что процесс проведения сделок с нефтью и сырьем из России замедлился. По словам некоторых трейдеров, уйдет по крайней мере несколько дней на то, чтобы банки и компании разобрались с новыми юридическими ограничениями.

По сообщению Bloomberg, российская нефть Urals в четверг продавалась с рекордным дисконтом к Brent. Точнее, ее пытались продать. Агентство S&P Global Platts, выставляющее котировки по операциям с физической нефтью, котировало Urals дешевле Brent на $11,6 за баррель. Но заявок на покупку не появилось. Представители трех крупных компаний, владеющих нефтяными танкерами, двух судовых брокеров и одного НПЗ сказали Bloomberg, что пока отношения с Россией поставлены на паузу.

Как свидетельствуют данные Refinitiv Eikon, из-за падения цены Urals и взлета стоимости фрахта торговые дома Glencore, Trafigura и Litasco не могли договориться о поставке грузов на 100 000 т нефти Urals из российских портов на Балтике в середине марта. Стоимость фрахта танкера с загрузкой в российских портах и разгрузкой в северной Европе за четверг выросла втрое. Многие судовладельцы отказываются идти в Россию.

Судовой брокер сказал Reuters:

Около 90% судовладельцев говорят нам, что будут ждать и оценивать ситуацию.